Школа начинающего учителя (рук-ль: Молчанова О.А.). Сборник "Педагогическая копилка - 2020". Анисимова А.О. школа 11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11

Технологическая карта
урока окружающего мира
для 2 класса:
«Как построить дом?»

Выполнила:
учитель начальных классов
Анисимова А.О.
МАОУ СОШ № 11

г. Березники, 2020 год

Тема урока
УМК
Цели урока

Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты

Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы

«Как построить дом?»
«Школа России»
Создание условий для формирования у обучающихся
• представления о видах домов (деревянных и кирпичных; городских и сельских и др.) и умения определять
последовательность их возведения,
• знаний о «строительных» профессиях, о строительных материалах и их назначении, о транспорте,
используемом в строительстве
Открытие новых знаний
Личностные: ценностное отношение к людям «строительных» профессий, повышение культуры речевого общения в
среде сверстников.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, умение действовать по
инструкции учителя и оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
анализировать информацию, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД – умение работать в парах и в группах, слушать и слышать других, договариваться и
приходить к общему решению учебной задачи
Предметные: умение выявлять характерные особенности возведения деревянных и кирпичных, использования
личных наблюдений в решении учебных задач.
Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый,
практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник "Окружающий мир"; ч.1; Плешаков А.А; М.: 2014.
Рабочая тетрадь "Окружающий мир"; ч.1; Плешаков А.А; М: 2018.

Нагляднодемонстрационный
материал

Презентация, карточки-задания для групповой работы, конверт с иллюстрациями и текстом.

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки

Этапы
1.
Мобилизац
ионный
этап

2.
Актуализа
ция

Деятельность учителя
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.
- О чем мы узнали на предыдущем уроке?

- Из каких материалов могут быть сделаны предметы?

Деятельность учащихся
Проверка готовности к учебной
деятельности

- На прошлом уроке мы говорили
о том, что можно сделать из
определённых материалов
-Предметы могут быть сделаны
из глины, шерсти, дерева, стекла,
пластика, металла.

– Итак, на прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей.
Проверим ваши знания с помощью теста (выполняют письменно)
1. Назови отрасль экономики, в которой глина превращается в вазу.
а) Промышленность б) сельское хозяйство в) торговля
2. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля?
а) металл б) глина в) древесина
3. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш?
а) металл б) глина в) древесина
4. Найди материал, из которого НЕ делают кухонную посуду.
а) бумага б) стекло в) алюминий
5. Найди материал, из которого сделана тетрадь.
а) пластмасса б) древесина в) металл
6. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки?
а) бумага б) шерсть в) глина
Образец: а, а, в, а, б, б
Самопроверка по образцу
Молодцы, вы хорошо разобрались в прошлой теме «Из чего что сделано»
и готовы к открытию новых знаний.

Время
30’’

Примечание
1 слайд

3’-4’

2 слайд

3.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока.
Сообщени
Мы входим в дом, а в доме том
е темы и
Тепло, вода и свет.
цели урока
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?
Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
– Сформулируйте тему нашего урока.

2’-3’
3 слайд

-Ответить на вопрос:
построить дом?»

«Как

— Давайте проверим ваши предположения и прочитаем тему урока в
учебнике. Откройте учебник на с. 112, прочитайте тему урока.
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Ответы детей
— Прочитайте задачи урока в учебнике. Правильно ли вы предположили?
Обобщение учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как
построить новый хороший прочный дом, что для этого потребуется, и
какие профессии людей участвуют в строительстве, какое большое
значение имеет труд строителей для всех людей.
4.
Открытие
новых
знаний

- Я предлагаю Вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма.

Смотрят
видеофрагмент
сказки «Три поросенка»

4 слайд

из 30’-35’

- Вы все узнали сказку?
-Сказка «Три поросенка».
-Скажите, все дома у поросят были одинаковы?
-Дома поросят были разные,
- Верно, на строительство каждого дома у героев сказки идут построены из разных материалов
определённые строительные материалы.
- Из чего были построены дома поросят?
-Ниф-Ниф построил домик из
соломы. Нуф-Нуф построил себе
домик из веток и тонких прутьев.
Наф-Наф построил себе домик из
камней, глины и сделал тяжелую
дубовую дверь с засовом.
- Почему волку удалось сломать дома поросят Ниф-Нифа и Нуф- -Дома Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа
Нуфа?
были не прочные.
- Выскажите своё мнение, каким должен быть дом?
-Прочным, крепким и т.д.

5 слайд

6 слайд

Обобщение: Действительно, из какого материала бы ни был построен дон,
он должен быть прочным и надёжным.
– А как вы думаете, как же человек научился строить надежные и Ответы детей
прочные дома? С чего начинал?
-Посмотрите на экран, я вам расскажу о разных видах домов.
Слушают и смотрят о домах

7 слайд

Хата – традиционное жилище украинцев, белорусов и русских,
живущих на юге России. Каркас хаты делали из прутьев, которые
промазывали глиной. Сверху хату белили известью.

Юрта – переносное жилище некоторых народов Азии и Южной
Сибири, ведущих кочевой образ жизни. Юрта имеет конусообразную
форму и покрывается войлоком и шкурами животных.

8 слайд

Чум –переносное жилище из жердей и оленьих шкур с
конической крышей у некоторых народов северо – восточной Сибири,
занимающихся оленеводством.

9 слайд

Сакля – жилище кавказских горцев. Сакля строится из камней и
глины и может крепиться прямо к скалам. Чтобы защитить жилище от
ветра, для постройки старались выбирать подветренную сторону горного
склона.

Иглу – дом из снежных глыб, который строят эскимосы на
зимних стоянках. В иглу всё из снега. Даже лежанки, на которых люди
спят. В окошки вместо стёкол вставлены прозрачные льдинки.

10 слайд

11 слайд
В жарких странах, во влажных местах тростниковые хижины
строят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо. И змеям трудно
добраться.
12 слайд
Вигвам – жилище индейцев. Оно представляет собой
сооружение из вбитых в землю по кругу стоек. Снаружи эта конструкция
обтягивалась покрытием, сшитым из шкур животных, чаще диких
бизонов.

13 слайд

Изба – традиционное жилище русских. Мастера – плотники
рубили избу из еловых или сосновых брёвен и покрывали тесовой,
сделанной из тёсаных досок, крышей, с резным деревянным коньком
наверху. Крыша покатая, чтобы зимой снег не задерживался.
- Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?

14 слайд
-Нет, они разные, сделаны из
разных материалов.

- Правильно, на строительство каждого дома идут определённые
строительные материалы, а еще нужны специальные устройства, машины,
которые облегчат человеку процесс строительства дома.

15 слайд

- Предлагаю поработать в группах – бригадах «Строители» и «Водители».
Выберите в каждой бригаде своего бригадира, главного – кто будет
отвечать за работу всей группы - бригады.
Указание к работе бригад:
Дети делятся на две команды- На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только бригады и выбирают бригадира.
тогда дом будет строиться быстро и качественно.

16 слайд

а) Задание №1 для бригад:
У каждой группы конверт с
• «Строители» - подобрать к названию строительных материалов их инструкцией.
Каждая бригада работает над
назначение к использованию.
• «Водители» - подобрать к названию строительных машин их своим заданием.
назначение к использованию.
Проверка результатов работы групп.
• «Строители» - Назовите стройматериалы. Где используются?
Образец ответа:
1 ученик: Кирпич применяется для кладки стен при строительстве дома.
Кирпич красный используется для изготовления фундамента и стен,
кирпич белый - для изготовления стен домов.
2 ученик: Песок, цемент, гипс - вяжущие средства - применяют для
приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и
блоков.
3 ученик: Лесоматериалы - круглый лес хвойных и лиственных пород,
строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен
домов, потолков, полов, крыш.
4 ученик: Щебень - мелкоизмельченный камень применяют для
изготовления смеси, используемой в качестве заливки под основание
кирпичной кладки при изготовлении фундамента дома.
5 ученик: Бетонные плиты служат для потолочного перекрытия.
6 ученик: Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица,
листовое железо применяют для покрытия крыш домов.
7 ученик: В современном строительстве используются и другие
материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса.
•

«Водители» - Какие машины облегчают труд строителей? Как
используются?
Образец ответа:
1 ученик: Бульдозер. Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем
щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит
для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы
всем другим машинам было удобно работать.
2 ученик: Экскаватор. Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш

17 слайд

18 слайд
Группа "Строители".
Ученик-бригадир: Мы узнали,
что
для
постройки
дома
используются
следующие
строительные
материалы
(участники
бригады
показывают
картинки
стройматериалов
и
рассказывают
об
их
применении).

19 слайд
Группа "Водители".
Ученик-бригадир: Мы выяснили,
какие машины приходят на
помощь человеку на стройке.
(участники
бригады
показывают картинки машин
и
рассказывают
об
их
применении).

зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в
грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.
3 ученик: Машины-автопогрузчики. У них строгий порядок. Каждой
машине - груз по ее силам.
4 ученик: Автокраны - силачи настоящие. Любую бетонную плиту,
стальную трубу подхватят и отправят на место. Они помогают строить
фундамент.
5 ученик: Башенные краны - силачи - великаны. Они обязательно выше
всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукойстрелой все, что понадобится.
6
ученик: Самосвалы используют
для
перевозки
строительных
материалов.
7 ученик: Бетономешалка применяется для приготовления растворов
путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.
Обобщение работы групп:
Какой мы можем сделать общий вывод после выступления бригад?

20 слайд
Ответы детей

Вывод: Для строительства домов нужны определённые строительные
материалы и строительная техника.
б) Задание №2 для бригад: у вас на столах конверты, откройте их и Работа в группах с карточками
достаньте карточки, разбейте карточки на три группы. На это задание я Слова в конверте:
кирпич, самосвал, кровельщик,
вам даю 1 минуту.
песок, цемент, экскаватор,
плотник, брёвна, шифер,
бетономешалка, доски,
каменщик
Проверка: время закончилось.
Назовите слова, которые вы отнесли к первой группе, второй, третьей.
- Как можно назвать перечисленные предметы первой, второй, третьей -строительные материалы
-строительные машины
групп?
Обобщение. На строительство каждого дома идут определённые - строительные профессии
строительные материалы. Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна
не только хорошая техника, но и дружная слаженная работа людей разных
профессий.

Физкультминутка
– Покажите жестами работу, которую выполняют люди строительных
Выполняют физминутку
профессий в стихотворении.
• Разводят руками
Как построить новый дом, чтоб удобно было в нём?
• Чертят» в воздухе
Чертежом проекта займётся архитектор.
• Кладут кирпичи
К кирпичу кладёт кирпич, ты считать устанешь.
• Стучат кулаком о кулак
Стены дома возведёт Каменщик.
• Красят» в воздухе
Рамы, двери, подоконник – молотком пройдётся плотник.
• Приглашающий жест
Красить и белить пора – приглашаем маляра!
И теперь, пожалуйста, В дом добро пожаловать!
-Как вы понимаете, труд строителей не из легких. Но в то же время труд
строителей очень важен. Без них не было бы у нас благоустроенных
квартир, не было бы красивых дворцов, учреждений, магазинов, театров,
библиотек, больниц, учебных заведений (показ различных зданий).
Строители первыми приходят в необжитые места, устанавливают палатки,
прокладывают дороги сквозь леса и пустыни, возводят дома, заводы,
электростанции. Много построено в нашей стране за последние годы
новых зданий, сооружений, но предстоит построить еще больше.
в) Задание №3 для бригад:
– Давайте и мы с вами попробуем построить новый дом.
Обратите внимание на иллюстрации. В чем различие этих двух домов?

Один дом в городе, а другой в
селе. Городской дом
благоустроенный, он сделан из
кирпичей и цемента, а сельский
дом построен из бревен. В нем
легко дышится. Есть печь,
которая отапливает весь дом. В
городской дом тепло подается в
виде горячей воды по трубам,
питьевую воду тоже подают по
трубам.
Вода
не
всегда
качественная. А в селе люди
берут
питьевую
воду
из
колодцев. Вода очень вкусная.

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд
25 слайд

Рядом с сельским домом есть
хозяйственные постройки, где
люди могут держать скот, на
грядках выращивать культурные
растения. А городскому жителю
приходится ездить за город и
выращивать
культурные
растения на дачах, что не всегда
очень удобно

26 слайд
27 слайд

28 слайд
Бригада «Строители» будет строить городской дом, а бригада «Водители»
– сельский дом.
Задание: Определите последовательность работ, дополняя предложения
словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.
Всё необходимое – на карточках.
Карточка для бригады «Строители». Городской дом
Последовательность работ

Словарик

– Закладывают бетонное основание – …
– Крышу кроют … и …
– Роют большую яму – …
– Кладут стены из …
– Для ускорения строительства используют …
– Для скрепления материалов используют … и…

кирпичи
котлован
цемент
бетон
фундамент
черепица
бетонные блоки
жесть

Проверка:
-Роют большую яму-котлован.
-Закладывают бетонное основание – фундамент
-Кладут стены из кирпичей.
-Для ускорения строительства используют бетонные блоки.
-Для скрепления материалов используют бетон и цемент.
-Крышу кроют черепицей и жестью.

29 слайд
Обе бригады выполняют задания
по карточкам

30 слайд

31 слайд
32 слайд

Карточка для бригады «Водители». Сельский дом
Последовательность работ

Словарик

– Окна защищают …,
– украшают …
– На основании с помощью пазов скрепляют …
– Обивают брёвна …
– Крышу кроют …или …
– Закладывают кирпичное основание…

брёвна
доски
ставни
шифер
фундамент
черепица
наличники

33 слайд

Проверка:
-Закладывают кирпичное основание – фундамент.
-На основании с помощью пазов скрепляют – бревна.
-Обивают бревна – досками.
-Крышу кроют шифером и черепицей.
-Окна защищают ставнями и украшают наличниками.
Обобщение:
- Давайте вместе определим порядок строительства дома.

-С чего начинается строительство, что закладывается в первую очередь?
-Посмотрите на доску и прочитайте порядок постройки дома.

- Подготовить строительные
материалы,
строительную
технику
и
пригласить
строителей.
- фундамент, стены, крыша,
отделка
- Зачитывают порядок постройки
дома

5.
-Мы с вами очень подробно познакомились с новой темой, давайте теперь
Закреплен закрепим ваши знания с помощью игры.
ие нового Игра «Кто работает на стройке?»
материала
Расчищает строительную площадку бульдозером — бульдозерист;
Ответы
бетонирует фундамент — бетонщик;
курсивом
кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;
поднимает грузы подъемным краном — крановщик;
кроет крышу — кровельщик;
белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;
делает рамы, двери — плотник;

детей

выделены

34 Слайд
35 слайд

6. Итог

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;
подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;
сваривает металлические конструкции — электросварщик;
роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик.
Итак, ответьте на главный вопрос урока «Как построить дом? Что нужно 1.
Подготовить строительные 3’-4’
приготовить?»
материалы и технику.
2.
Строить
дом
в
определенном порядке.
- Люди, каких профессий должны потрудиться, чтобы построить новый -Бригадир,
инженер,
малярдом?
штукатур, шофер, крановщик,
бетонщик, сварщик, плотник,
кровельщик и т.д.
Ответы детей
-А теперь оцените свою работу на уроке. Посмотрите на доску и
доскажите предложение.
-Всем спасибо за урок, можете быть свободны.

36 слайд

37 Слайд


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».