Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 Технологическая карта урока математики для 1 класса: «Сантиметр» Выполнила: Минуллина Ю.Ф, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 24 г.Березники, 2020 Тема ур. / класс «Сантиметр» 1 класс. УМК «Школа России» Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»; научить измерять длину отрезков и чертить их. Тип урока Урок изучения нового материала. Планируемые Предметные результаты: познакомить детей с единицей длины “сантиметр”, научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки, научить чертить отрезки определенной длины. образовательные результаты Метапредметные результаты: создать условия для формирования умения на основе анализа объектов делать выводы; создать условия для формирования умения прогнозировать предстоящую работу. Личностные результаты: способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий. Методы и формы обучения Оборудование Методы: по источнику получения знаний - словесный, наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративный; Формы: индивидуальная, фронтальная; Компьютер, презентация, полоски разных размеров (5, 7, 10), белые карточки, рисунки пальм и разрезные бананы, письмо и конверт. Организационная структура урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организаци я урока. Добрый день! Слушают учителя. Проверяют наличие тех или иных предметов. Девизом нашего урока будут слова: «Мы – умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится!» Пожалуйста, присаживайтесь на свои места. Актуализац ия знаний - В нашу школу пришло письмо с необычной просьбой. Давайте попросим кого-нибудь из наших гостей прочитать нам его. «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, измерить Удава! Заранее благодарны. Ваши друзья.» - Ребята, а вы узнали, кто авторы этого письма? Посмотрите на слайд, ваши друзья Слушают послание письма. - Мартышка, Слонёнок и Универсальные Примечание учебные действия Р. 1 слайд. Организовыва ют свое рабочее место; Л. Имеют знания о гигиене труда. Л. Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительног о отношения к уроку Л. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. П. Повторение названий и 2 слайд. последовательн приветствуют вас. Попугай. - Вы, наверно, хорошо знаете, что наши гости из Африки с удовольствием делают зарядку. А сегодня Попугай предлагает своим друзьям тоже сделать зарядку, но только для ума. ости чисел от 1 до 20; 3 слайд. Устный счет: Ребята, посмотрите на слайд. Петя, прочитай числа, которые изображены на нем. - 10, 8, 6. - Посмотрите на ряд чисел внимательно. Что вы заметили? - То, что каждое последующее число меньше предыдущего на 2. - 4 и 2. - Каких же чисел не хватает на слайде? Давайте проверим. - Верно. Посмотрите на следующее задание. - А что же получится тут? Катя, что нужно сделать первым действием? - Ваня, а вторым действием? - Какое же будет третье действие? - А четвертое? - Какой же конечный результат у нас получится? - Замечательно, ребята. - Первым действием нужно к пяти прибавить два, получится семь - Из семи нужно вычесть три, получится четыре. - Следующим действием нужно будет к четырем прибавить один, получится пять - Из пяти нужно Клик на каждое число. Слайд 4. Клик на каждое действие. Слайд 5. Вот и последнее задание, которое приготовил для нас попугай. - Посмотрите на картинку и найдите спрятанные на ней цифры. Назовите все числа в порядке возрастания, от меньшего к большему. вычесть два, получится три. К трем прибавить три получится шесть. - 1, 3, 4, 6. Слайд 6. - Чудесно, ребята. Вы помогли мартышке и слонёнку в выполнении зарядки для ума. Сообщение Ребята, а у наших гостей есть для нас видеотемы и цели послание. Показ видеоролика. - Ребята, а как вы думаете, почему у наших друзей получились разные ответы? А вот что необходимо знать и уметь, чтобы точно измерять длину мы узнаем на сегодняшнем уроке. - У вас на партах лежат полоски. Посмотрите на них внимательно. Вам необходимо с их помощью измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, второй ряд – синими, а третий – зелеными.. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова: “В одиночку не одолеешь и кочку” - Какую длину получил первый ряд? Какую Смотрят видеоролик. - Потому что они измеряли разными мерками. Измеряют полосками различной длины парты. П. Учатся ориентироватьс я в собственной Видеоролик. системе знаний. П. Перерабатыват ь полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. второй? Какую третий? - А разве парты у нас разные? - А что нужно сделать, чтобы точно посчитать, какой длины наша парта? Сообщают полученные результаты. - Нет. Парты одинаковые. - Оказывается, не только мы решаем эту - Нужно найти проблему, в старину люди тоже искали какую-то определенную мерку. различные меры измерения. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Это всё мерки. Вершок - расстояние указательного пальца. - Но, затем, измерять различными мерками стало неудобно, ведь длина конечностей каждого человека индивидуальна, и люди решили найти одну, универсальную мерку длины. - Кто-то уже догадался, о чем мы будем разговаривать на сегодняшнем уроке? - Сегодня на уроке мы будем разговаривать об универсальной мерке длины – сантиметр. - О мерках длины. Слайд 7. Слайд 8. 3.Изучение нового материала. - Ребята, посмотрите на слайд. Людям какой профессии принадлежат эти предметы? - Эти предметы использует швея. - Как вы считаете, что должна уметь хорошо делать швея, чтобы шить красиво и правильно? - Измерять, вычислять. Я предлагаю вам почувствовать себя немного портными. - Для того, чтобы измерять человека. - У портного есть лента, называется она сантиметровая. Вот так она выглядит. - Для чего она нужна? - А чтобы узнать, что будем для этого использовать мы, вы должны отгадать загадку. Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … - Что на ней изображено? - Черточки. - Это короткие отрезки. Расстояние от одной - Линейка. П. Извлекают Слайд 9. необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Слайд 10. Р. Умеют принимать и сохранять учебную задачу. К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество , слушать однокласснико в, учителя. Л. проявляют интерес к новым Слайд 11. знаниям, выражают удивление, внимание. цифры до следующей называется сантиметр. На бумаге же слово «сантиметр» сокращается до СМ. - Посмотрите на слайд. Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? Чтобы измерить длину, каких-либо предметов, нужно, чтобы начало предмета совпадало с отметкой 0 на линейке. Посмотрев на конечную цифру, вы узнаете длину этого предмета. Измерьте при помощи линейки длину своих полосок. - Первый ряд, сколько же сантиметров ваша полоска? Второй ряд? Третий? Замечательно. Теперь вы научились измерять длину каких-либо предметов. Ребята, а как еще можно что-то измерить, если у вас нет линейки под рукой? Слайд 12. - Потому что они начинали измерять с разных точек. Слайд 13. Измеряют длину своих полосок при помощи линейки. - 5, 7 и 10. Затрудняются с ответом. - Посмотрите на свои мизинчики. Ширина мизинца примерно равна одному сантиметру. Если у вас нет линейки, можно использовать наши мизинчики. - Попробуйте мизинчиками измерить длину ваших полосок. - Первый ряд, сколько у вас получилось? Второй? Третий? Измеряют длину полоски при помощи Л. Видеоролик с Хорошо. Ребята, наши друзья привезли для нас Физминутка один очень интересный танец. Поднимитесь, пожалуйста, со своих мест и встаньте рядом с партами. Смотрите внимательно и повторяйте движения. мизинчиков. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью физминуткой. Р. Учатся работать по предложенному учителем плану; Р. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного; П. Учатся преобразовыва ть информацию из одной формы в другую: составлять математически е рассказы и задачи на основе простейших Слайд 14. Видеоролик с физминуткой. Хорошо, вернитесь за свои места и красиво сядьте, пора продолжать работу. 5. Закрепление изученного материала. - Ребята, посмотрите на слайд. Сколько клеточек вмещает в себя один сантиметр? -Какой же длины будет красный отрезок, если один сантиметр вмещает в себя 2 клеточки? -Давайте проверим. - Какой длины будет синий отрезок? - А зеленый? Если у вас нет под рукой линейки, то длину какого-либо предмета можно так же измерить не только с помощью мизинцев, но и с помощью клеточек. - Какой отрезок самый длинный? - Какой отрезок больше, зеленый или красный? Выполняют упражнения. - 2 клеточки. - 3 сантиметра. - 5 сантиметров. - 4 сантиметра. - Синий. - Зеленый. - У вас на столах так же есть белые карточки. Чертят на При помощи линейки и простого карандаша, карточках начертите на них отрезок длиной 5 отрезки. сантиметров, запишите рядом с ним длину 5 см. - Ниже, начертите отрезок в 7 сантиметров, запишите рядом с ним длину. Клик. На каждый ответ детей клик для проверки. - И последним начертите отрезок в 3 сантиметра, запишите рядом с ним длину. - Поменяйтесь с соседом по парте и проверьте длину отрезков друг у друга. - Потопайте ногами, если вы не согласны со своим соседом. Замечательно. Теперь мы научились не только измерять, но и самостоятельно чертить отрезки определенной длины. - Ребята, а для нас есть еще задания. - Посмотрите, кто изображен на иллюстрации? - Найдите первый пример под иллюстрацией. Сколько уток в озере? - А сколько на берегу? Как узнать, сколько всего уток на иллюстрации? Какое выражение мы можем составить? - Костя, выйди и запиши данное выражение на доске. - Посмотрите, сколько же всего лебедей? А сколько коричневых? Как найти количество белых лебедей? Какое выражение у нас получится? Петя, запиши данное выражение на доске. - А как узнать, сколько коричневых лебедей? Катя, выйди и запиши выражение на доске. - Ребята, а как узнать, сколько всего птиц? Ваня, выйди и запиши выражение на доске. Замечательно, ребята. Откройте учебник на 67 странице. Прочитайте жужжащим чтением математически х моделей (выражений); Проверяют работу друг друга. Слайд 15. - Три. Две. Нужно к уткам в озере прибавить уток, что на берегу. 3+2=5 -Пять. Один. Нужно из общего количества лебедей вычесть коричневого. 5-1=4 - Нужно из общего количества лебедей вычесть количество белых. 5-4=1 Нужно сложить общее количество уток и лебедей. 5+5=10 задачу под иллюстрацией. Ваня, прочитай ее вслух. Что нам известно? Что нам нужно найти? Посмотрите на монеты в правом боку. Сколько - Что у Оли 5 монет, и что она истратила 3 монет там нарисовано? Сколько монет рубля. номиналом 1 рубль? А сколько номиналом в 2 - Сколько рублей рубля? осталось у Оли и Как нам узнать, сколько всего рублей у Оли? сколько монет у нее Костя, выйди и запиши первое действие. могло остаться. Теперь мы знаем, что у Оли есть 6 рублей. Как - Пять. узнать, сколько рублей у нее осталось? Теперь мы знаем, что у Оли осталось 3 рубля. - Четыре. -Ребята, а сколько монет могло остаться у Оли? - Одна. Почему? - Нужно сложить номиналы каждой монеты. 4+2= 6 - Нужно из всех денег вычесть те, которые она потратила. 6-3=3 -Две или три. - Потому что могли остаться три монеты по рублю, или одна по два рубля и одна по одному. 6. Итог урока Рефлексия Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) - Наш урок подходит к концу и пора подвести итог. - Как звучала тема нашего урока? - Чему мы научились на этом уроке? - Чем же мы будем измерять какие-либо предметы? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - А что было самым трудным? Ребята, у каждого из вас лежат бананы на столе. Раскрасьте его зеленым – если вам было интересно и легко работать, желтым – если у вас возникали трудности, и красным – если урок был не интересным и у вас ничего не получилось. Приклейте свои бананы на наши прекрасные пальмы. Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Давайте скажем им «До свидания», тогда они обязательно к нам еще вернутся. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Р. Учится, совместно с учителем, и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности Слайд 16. класса на уроке. П. Перерабатыват ь полученную информацию: делать выводы Слайд 17. в результате совместной работы всего класса. К. Слушают и понимают речь других.