Школа начинающего учителя (рук-ль: Молчанова О.А.). Сборник "Педагогическая копилка - 2020". Минуллина Ю.Ф. школа 24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

Технологическая карта
урока математики
для 1 класса:
«Сантиметр»

Выполнила:
Минуллина Ю.Ф,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 24

г.Березники, 2020

Тема ур. / класс

«Сантиметр» 1 класс.

УМК

«Школа России»

Цели деятельности
педагога

Познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»; научить измерять длину
отрезков и чертить их.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

Предметные результаты: познакомить детей с единицей длины “сантиметр”, научить измерять
длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки, научить чертить отрезки определенной длины.

образовательные
результаты

Метапредметные результаты: создать условия для формирования умения на основе анализа
объектов делать выводы; создать условия для формирования умения прогнозировать
предстоящую работу.
Личностные результаты: способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества,
товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении
заданий.

Методы и формы
обучения
Оборудование

Методы: по источнику получения знаний - словесный, наглядный, практический; по характеру познавательной
деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративный;
Формы: индивидуальная, фронтальная;
Компьютер, презентация, полоски разных размеров (5, 7, 10), белые карточки, рисунки пальм и разрезные бананы,
письмо и конверт.

Организационная структура урока
Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Организаци
я урока.

Добрый день!

Слушают
учителя.
Проверяют
наличие тех или
иных предметов.

Девизом нашего урока будут слова:
«Мы – умные!
Мы- дружные!
Мы- внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится!»
Пожалуйста, присаживайтесь на свои места.

Актуализац
ия знаний

- В нашу школу пришло письмо с необычной
просьбой. Давайте попросим кого-нибудь из
наших гостей прочитать нам его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите,
пожалуйста, измерить Удава! Заранее
благодарны. Ваши друзья.»
- Ребята, а вы узнали, кто авторы этого письма?
Посмотрите на слайд, ваши друзья

Слушают
послание письма.

- Мартышка,
Слонёнок и

Универсальные Примечание
учебные
действия
Р.
1 слайд.
Организовыва
ют свое рабочее
место;
Л. Имеют
знания о
гигиене труда.
Л. Осмысление
внутренней
позиции
ученика на
уровне
положительног
о отношения к
уроку

Л.
Актуализация
изученных
способов
действий,
развитие
мыслительных
операций.
П. Повторение
названий и
2 слайд.
последовательн

приветствуют вас.

Попугай.

- Вы, наверно, хорошо знаете, что наши гости из
Африки с удовольствием делают зарядку. А
сегодня Попугай предлагает своим друзьям
тоже сделать зарядку, но только для ума.

ости чисел от 1
до 20;

3 слайд.

Устный счет:
Ребята, посмотрите на слайд. Петя, прочитай
числа, которые изображены на нем.

- 10, 8, 6.

- Посмотрите на ряд чисел внимательно. Что
вы заметили?

- То, что каждое
последующее
число меньше
предыдущего на
2.
- 4 и 2.

- Каких же чисел не хватает на слайде?
Давайте проверим.
- Верно. Посмотрите на следующее задание.
- А что же получится тут? Катя, что нужно
сделать первым действием?
- Ваня, а вторым действием?
- Какое же будет третье действие?
- А четвертое?
- Какой же конечный результат у нас
получится?
- Замечательно, ребята.

- Первым действием
нужно к пяти
прибавить два,
получится семь
- Из семи нужно
вычесть три,
получится четыре.
- Следующим
действием нужно
будет к четырем
прибавить один,
получится пять
- Из пяти нужно

Клик на каждое
число.
Слайд 4.
Клик на каждое
действие.

Слайд 5.

Вот и последнее задание, которое приготовил
для нас попугай.
- Посмотрите на картинку и найдите
спрятанные на ней цифры. Назовите все числа
в порядке возрастания, от меньшего к
большему.

вычесть два,
получится три.
К трем прибавить
три получится
шесть.
- 1, 3, 4, 6.

Слайд 6.

- Чудесно, ребята. Вы помогли мартышке и
слонёнку в выполнении зарядки для ума.

Сообщение Ребята, а у наших гостей есть для нас видеотемы и цели послание.
Показ видеоролика.
- Ребята, а как вы думаете, почему у наших
друзей получились разные ответы?
А вот что необходимо знать и уметь, чтобы
точно измерять длину мы узнаем на
сегодняшнем уроке.
- У вас на партах лежат полоски. Посмотрите на
них внимательно. Вам необходимо с их
помощью измерить парты. Первый ряд измерят
красными полосками, второй ряд – синими,
а третий – зелеными.. Работать будете в парах.
И нашим девизом будут слова: “В одиночку не
одолеешь и кочку”
- Какую длину получил первый ряд? Какую

Смотрят
видеоролик.
- Потому что они
измеряли
разными
мерками.
Измеряют
полосками
различной длины
парты.

П. Учатся
ориентироватьс
я в собственной Видеоролик.
системе знаний.
П.
Перерабатыват
ь полученную
информацию:
делать выводы
в результате
совместной
работы всего
класса.

второй? Какую третий?
- А разве парты у нас разные?
- А что нужно сделать, чтобы точно посчитать,
какой длины наша парта?

Сообщают
полученные
результаты.
- Нет. Парты
одинаковые.

- Оказывается, не только мы решаем эту
- Нужно найти
проблему, в старину люди тоже искали
какую-то
определенную мерку.
различные меры измерения.
В старину русские меры длины были основаны
на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутых
большого и указательного пальцев
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до
конца вытянутого среднего пальца.
Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги
большого пальца.
Маховая сажень - расстояние между кончиками
пальцев раскинутых рук. Это всё мерки.
Вершок - расстояние указательного пальца.
- Но, затем, измерять различными мерками
стало неудобно, ведь длина конечностей
каждого человека индивидуальна, и люди
решили найти одну, универсальную мерку
длины.
- Кто-то уже догадался, о чем мы будем
разговаривать на сегодняшнем уроке?
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать об
универсальной мерке длины – сантиметр.

- О мерках
длины.

Слайд 7.

Слайд 8.

3.Изучение
нового
материала.

- Ребята, посмотрите на слайд. Людям какой
профессии принадлежат эти предметы?

- Эти предметы
использует швея.

- Как вы считаете, что должна уметь хорошо
делать швея, чтобы шить красиво и
правильно?

- Измерять,
вычислять.

Я предлагаю вам почувствовать себя немного
портными.
- Для того, чтобы
измерять
человека.

- У портного есть лента, называется она
сантиметровая. Вот так она выглядит.
- Для чего она нужна?
- А чтобы узнать, что будем для этого
использовать мы, вы должны отгадать
загадку.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - …

- Что на ней изображено?

- Черточки.
-

Это короткие отрезки. Расстояние от одной

- Линейка.

П. Извлекают
Слайд 9.
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя.
Слайд 10.
Р. Умеют
принимать и
сохранять
учебную задачу.
К. Умеют
формулировать
ответы на
вопросы,
вступать в
учебное
сотрудничество
, слушать
однокласснико
в, учителя.
Л. проявляют
интерес к
новым
Слайд 11.
знаниям,
выражают
удивление,
внимание.

цифры до следующей называется сантиметр.
На бумаге же слово «сантиметр» сокращается
до СМ.
- Посмотрите на слайд. Почему одинаковые
полоски получились у Мартышки и Слоненка
разной длины?
Чтобы измерить длину, каких-либо предметов,
нужно, чтобы начало предмета совпадало с
отметкой 0 на линейке. Посмотрев на конечную
цифру, вы узнаете длину этого предмета.
Измерьте при помощи линейки длину своих
полосок.
- Первый ряд, сколько же сантиметров ваша
полоска? Второй ряд? Третий?
Замечательно. Теперь вы научились измерять
длину каких-либо предметов. Ребята, а как еще
можно что-то измерить, если у вас нет линейки
под рукой?

Слайд 12.
- Потому что они
начинали
измерять с
разных точек.

Слайд 13.

Измеряют длину
своих полосок
при помощи
линейки.
- 5, 7 и 10.

Затрудняются с
ответом.

- Посмотрите на свои мизинчики. Ширина
мизинца примерно равна одному сантиметру.
Если у вас нет линейки, можно использовать
наши мизинчики.
- Попробуйте мизинчиками измерить длину
ваших полосок.
- Первый ряд, сколько у вас получилось?
Второй? Третий?

Измеряют длину
полоски при
помощи

Л.

Видеоролик с

Хорошо. Ребята, наши друзья привезли для нас
Физминутка один очень интересный танец. Поднимитесь,
пожалуйста, со своих мест и встаньте рядом с
партами. Смотрите внимательно и повторяйте
движения.

мизинчиков.

Положительно
относятся к
занятиям
двигательной
деятельностью

физминуткой.

Р. Учатся
работать по
предложенному
учителем
плану;
Р. Учатся
отличать верно
выполненное
задание от
неверного;
П. Учатся
преобразовыва
ть информацию
из одной
формы в
другую:
составлять
математически
е рассказы и
задачи на
основе
простейших

Слайд 14.

Видеоролик с физминуткой.
Хорошо, вернитесь за свои места и красиво
сядьте, пора продолжать работу.
5.
Закрепление
изученного
материала.

- Ребята, посмотрите на слайд. Сколько
клеточек вмещает в себя один сантиметр?
-Какой же длины будет красный отрезок, если
один сантиметр вмещает в себя 2 клеточки?
-Давайте проверим.
- Какой длины будет синий отрезок?
- А зеленый?
Если у вас нет под рукой линейки, то длину
какого-либо предмета можно так же измерить
не только с помощью мизинцев, но и с
помощью клеточек.
- Какой отрезок самый длинный?
- Какой отрезок больше, зеленый или красный?

Выполняют
упражнения.

- 2 клеточки.
- 3 сантиметра.

- 5 сантиметров.
- 4 сантиметра.

- Синий.
- Зеленый.

- У вас на столах так же есть белые карточки.
Чертят на
При помощи линейки и простого карандаша,
карточках
начертите на них отрезок длиной 5
отрезки.
сантиметров, запишите рядом с ним длину 5 см.
- Ниже, начертите отрезок в 7 сантиметров,
запишите рядом с ним длину.

Клик.
На каждый ответ
детей клик для
проверки.

- И последним начертите отрезок в 3
сантиметра, запишите рядом с ним длину.
- Поменяйтесь с соседом по парте и проверьте
длину отрезков друг у друга.
- Потопайте ногами, если вы не согласны со
своим соседом.
Замечательно. Теперь мы научились не только
измерять, но и самостоятельно чертить отрезки
определенной длины.
- Ребята, а для нас есть еще задания.
- Посмотрите, кто изображен на иллюстрации?
- Найдите первый пример под иллюстрацией.
Сколько уток в озере?
- А сколько на берегу? Как узнать, сколько
всего уток на иллюстрации? Какое выражение
мы можем составить?
- Костя, выйди и запиши данное выражение на
доске.
- Посмотрите, сколько же всего лебедей? А
сколько коричневых? Как найти количество
белых лебедей? Какое выражение у нас
получится? Петя, запиши данное выражение на
доске.
- А как узнать, сколько коричневых лебедей?
Катя, выйди и запиши выражение на доске.
- Ребята, а как узнать, сколько всего птиц?
Ваня, выйди и запиши выражение на доске.
Замечательно, ребята. Откройте учебник на 67
странице. Прочитайте жужжащим чтением

математически
х моделей
(выражений);
Проверяют
работу друг друга.

Слайд 15.

- Три. Две. Нужно к
уткам в озере
прибавить уток, что
на берегу. 3+2=5
-Пять. Один. Нужно
из общего
количества лебедей
вычесть
коричневого. 5-1=4
- Нужно из общего
количества лебедей
вычесть количество
белых. 5-4=1
Нужно сложить
общее количество
уток и лебедей.

5+5=10
задачу под иллюстрацией. Ваня, прочитай ее
вслух. Что нам известно? Что нам нужно
найти?
Посмотрите на монеты в правом боку. Сколько - Что у Оли 5 монет, и
что она истратила 3
монет там нарисовано? Сколько монет
рубля.
номиналом 1 рубль? А сколько номиналом в 2
- Сколько рублей
рубля?
осталось у Оли и
Как нам узнать, сколько всего рублей у Оли?
сколько монет у нее
Костя, выйди и запиши первое действие.
могло остаться.
Теперь мы знаем, что у Оли есть 6 рублей. Как
- Пять.
узнать, сколько рублей у нее осталось?
Теперь мы знаем, что у Оли осталось 3 рубля.
- Четыре.
-Ребята, а сколько монет могло остаться у Оли?
- Одна.
Почему?
- Нужно сложить
номиналы каждой
монеты. 4+2= 6
- Нужно из всех денег
вычесть те, которые
она потратила. 6-3=3
-Две или три.
- Потому что могли
остаться три монеты
по рублю, или одна по
два рубля и одна по
одному.

6. Итог
урока
Рефлексия

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

- Наш урок подходит к концу и пора подвести
итог.
- Как звучала тема нашего урока?
- Чему мы научились на этом уроке?
- Чем же мы будем измерять какие-либо
предметы?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- А что было самым трудным?
Ребята, у каждого из вас лежат бананы на столе.
Раскрасьте его зеленым – если вам было
интересно и легко работать, желтым – если у
вас возникали трудности, и красным – если
урок был не интересным и у вас ничего не
получилось.
Приклейте свои бананы на наши прекрасные
пальмы.
Вот и пришла пора прощаться с нашими
гостями.
Давайте скажем им «До свидания», тогда они
обязательно к нам еще вернутся.

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы.

Р. Учится,
совместно с
учителем, и
другими
учениками
давать
эмоциональную
оценку своей
деятельности и
деятельности
Слайд 16.
класса на
уроке.
П.
Перерабатыват
ь полученную
информацию:
делать выводы
Слайд 17.
в результате
совместной
работы всего
класса.
К. Слушают и
понимают речь
других.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».