Школа начинающего учителя (рук-ль: Молчанова О.А.). Сборник "педагогическая копилка - 2020". Собянина Н.К. школа 30

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30

Конспект урока по окружающему миру
«Жизнь древних славян»

Выполнила:
Собянина Н.К.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 30

г.Березники, 2020

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
• иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних
славян,
• продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать
читаемый материал,
• обогащать словарный запас,
• расширять кругозор детей,
• повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
Регулятивные:
• определять цель урока,
• определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
• определять правильность выполнения заданий,
• самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
• развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности,
наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу
познания;
• ориентироваться в материале урока;
• сопоставлять и отбирать информацию;
• делать выводы;
• понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей,
иллюстраций, моделей;
• использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме.
Коммуникативные:
• участвовать в диалоге,
• читать про себя и понимать прочитанное,
• отстаивать свою точку зрения,
• соблюдать правила речевого этикета,
• понимать точку зрения другого человека,
• участвовать в работе группы,
• распределять роли,
• договариваться друг с другом,
• оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь,
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:

• проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Ученик получит возможность научиться:
• освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: для учителя - компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация
Microsoft PowerPoint; для детей — карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель визуально определяет готовность учащихся к уроку.
Вводное слово учителя:
Прошу вас прочитать высказывание на экране. Я хочу, чтобы вы работали с
удовольствием. (на экране надпись: «Я хороший ученик!» «Я со всем справлюсь!»)
Слайд №2
Ребята, сегодня мы продолжим изучение раздела курса истории. Чтобы лучше
понять смысл названия темы нашего урока, необходимо выяснить значение
входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд
заданий.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Фронтальная устная работа
1. Прочитайте слова и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.
• Предки
• Современники
• Потомки
Слова записаны на Слайде №3
2. На линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.
Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие
времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
У каждого ребёнка персональная карточка с лентой времени.
Я тоже поработала дома и посмотрите, что получилось у меня (слайд № 4).
предки 2020 потомки
3. Внимательно прочитайте три высказывания и найдите среди них ложные.
Объясните свою позицию.
• Наши предки живут в далёком будущем.
• Наши потомки жили в далёком прошлом.

• Наши предки жили в далёком прошлом.
Слайд № 5
Действительно, истинным является только последнее высказывание. Именно оно
определяет содержание курса истории, изучение которого мы продолжаем.
4. Сформулируйте вопросы к истинному высказыванию, используя следующие
вопросительные слова: кто? откуда? как? где? какие?
(Кто были наши предки?
Откуда пришли наши предки?
Как жили наши предки?
Где жили наши предки?
Какие были наши предки)
Слайд № 6
Получить ответы на эти вопросы нам помогут задания, которые я приготовила.
III. Изучение нового материала и первичная проверка знаний
1. Самостоятельное чтение про себя, чтение вслух, фронтальная работа по
содержанию текста
Внимательно прочитайте текст (у каждого персональная карточка на белом
листе).
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная
Двина.
По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий
Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать,
брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.
Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и
смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших,
воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в
пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.
Обратите внимание на выделенные слова, что вы можете сказать о них?
Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень
данных однокоренных слов. Слайд №7
… + ян + е
Как вы думаете, на какой вопрос мы нашли ответ? Слайд №8
На какие ещё вопросы можно найти ответы, прочитав текст?

Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?
О том, как был обустроен быт славян, нам расскажет ученица 1 (слайд №9)
Жили славяне семьями в домах – полуземлянках площадью 10 – 20 квадратных
метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу
крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чёрному – складывался
глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в
отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные
вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.
Теперь попробуем выяснить, какие были наши предки. Слайд №10
Опираясь на описание типичного вида славянина, определите, есть ли такие среди
учеников нашего класса?
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали
незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые
волосы, румяное лицо и серые глаза.
Действительно эти ребята очень подходят под описание.
Физминутка.
Давайте выясним основные занятия древних славян. (Приглашаются 6 мальчиков
и 6 девочек, они вытягивают карточку с заданием изобразить с помощью пантомимы
занятия женщин и мужчин. Учащиеся отгадывают и повторяют). Задание в
приложении.
Учитель раздает учащимся карточки с заданиями изобразить с помощью
пантомимы виды деятельности славян:
женщину, которая: шьёт; лепит посуду; готовит пищу; доит корову; кормит птиц;
нянчит детей;
мужчину, который: ловит рыбу; рубит дрова; охотится с помощью лука; пашет
землю; собирает урожай; строит жилище.
Один учащийся изображает, а остальные отгадывают и повторяют.
Теперь давайте выясним, какими качествами обладали славяне. Для этого
необходимо выполнить задание на карточках.
1. Работа в парах.
Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.
• Древние славяне славились своей скупостью.
• В воинских сражениях они, как правило, проявляли трусость.
• Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
• От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.
• Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила,
терпеливость, щедрость.
2. Проверка. Обобщение полученных вариантов ответов: основные качества,
которыми обладали наши предки – славяне. (Слайд № 11)
Какие замечательные они у нас получились.
IV. Подведение итогов.
Заполнение кластера в парах. Проверка. (Слайд №12)

Приложение

женщину, которая: шьёт;

женщину, которая: лепит посуду;

женщину, которая: готовит пищу;

женщину, которая: доит корову;

женщину, которая: кормит птиц;

женщину, которая: нянчит детей;

мужчину, который: ловит рыбу;

мужчину, который: рубит дрова;

мужчину, который: охотится с помощью лука;
мужчину, который: собирает урожай;

мужчину, который: пашет
землю;

мужчину, который: строит жилище.

Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.
• Древние славяне славились своей скупостью.
• В воинских сражениях они, как правило, проявляли трусость.
• Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
• От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.
• Но больше всего славяне любили рабство.
Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила,
терпеливость, щедрость.
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная
Двина. По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий
Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать,
брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.
Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и
смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших,
воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в
пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.
Обратите внимание на выделенные слова, что вы можете сказать о них?

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».