Конспект урока русского языка для 5 класса (Трусова Н.А.)

Блок информационный:

 Класс 5
 Предмет Русский язык
 Место урока в системе 115, 116 урок
I. Блок целеполагания:
 Тема урока: «Буквы о-а в корнях –лаг-, -лож-; -раст-, -рос-, -ращ»
 Деятельностная цель: Формирование у обучающихся
желания закреплять полученные знания, умений реализации
новых способов действия.
 Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет
включения в нее новых элементов, закрепление и при
необходимости коррекция изученных понятий и алгоритмов.
 Планируемый результат: практическое освоение темы, уметь
планировать свою деятельность,
 Личностно-формирующая направленность урока:
Личностные: организация целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: умение работать в микрогруппе, организовывать
учебную деятельность, формирование коммуникативных компетенций в
общении и представлении информации, умение представлять результаты.
Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои
действия в процессе достижения результата.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели,
структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач.
II. Блок инструментальный:
Задачи:
Образовательные: знать правописание корней с чередованием.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности
учащихся, коррекция логического мышления на основе упражнений в
установлении причинно-следственных связей.
Воспитательные: способствовать воспитанию положительного отношения к
процессу учения, целеустремленности и самостоятельности, уважительно
относиться друг к другу, прислушиваться к мнению других.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по теме,
усовершенствовать навыки правописания слов с данными корнями.
2. Развивать наблюдательность, навыки связной речи, способности
выделять и обобщать, навыки групповой работы.
3. Воспитывать взаимоуважение, взаимопонимание.
Структура урока:
I. Оргмомент
 целеполагание;
 форма урока (соревновательный момент);
 представление команд, жюри.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний:
А) повторение правила;
Б) устный опрос (обоснование, использование обратной связи):
Правописание слов: слагаемое, доложить, отложить, пролагать, предложить
(в каких корнях?); растение, выросли, разрастается, сращение, дорасти,
заросли, росток, зарастают (в каких корнях?).
2. Повторение изученного материала:
1. Заполнение таблицы (работа в группах):
Буквы

О

А

-лаг-, -лож-рос-, -раст-, ращСлова для использования: сложение, вырастим, прилагать (усилия),
подросли, проросли, уложить, вросли, излагать, росточек, возложить,
выращенный, прорастает, переложить, отрасль, слагать.
2. Составление словосочетаний (работа в группах):
1 команда: изложение, излагать, прилагательное, переложить;
2 команда: предлагать, предположение, возложить, полагаться;
3 команда: положение, пролагать пусть, налагать, предложение.

(К выделенным словам подобрать синоним)
3. Выборочный диктант.
Выписать из предложений слова с корнями -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращпо столбикам, соответственно правописанию.
Это интересно.
1. В России народ сложил много песен о льне. 2. Пшеница – самое первое
хлебное растение, которое посеял человек. 3. Корни риса
располагаются у самой поверхности земли. 4. Человек приучил рис
расти в искусственных прудах. 5. Рожь быстро растёт, сама, без
помощи человека, справляется со многими сорными травами. 6. Семена
свёклы так прочно срастаются, что их невозможно разделить. 7. Если
клубочки семян посеять, из каждого вырастает несколько ростков. 8.
В июле заросли тмина выглядят так, словно на них набросили белое
кружево: это от обилия мелких беленьких цветков. 9. О маисе индейцы
слагали песни и легенды.
(Определить, какое словосочетание: сложить песню или слагать песню
более свойственно разговорному стилю).
4. Творческий диктант.
 Развёрнутые определения понятий заменить синонимическими,
состоящими из одного слова:
1. Молодой лес (поросль). 2. Хорошее отношение к кому-нибудь
(расположение). 3. Отдельная область деятельности, науки,
производства (отрасль). 4. Догадка, предварительная мысль
(предположение). 5. Число, которое складывается с другим с
помощью сложения (слагаемое). 6. Частый кустарник, которым
заросло какое-нибудь место (заросли). 7. Добавление к чему-нибудь,
например, к журналу (приложение). 8. Дать ростки (прорасти). 9.
Стать ветвистее, гуще. больше (разрастись).
 Сочетания слов заменить устойчивым выражением, используя слова с
корнем –лож- :
1 команда: погибнуть, умереть в сражении (сложить голову);
2 команда: прекратить вооружённое сопротивление, сдать (сложить
оружие);

3 команда: перестать действовать, ничего не делать, бездельничать (сидеть
сложа руки).
5. Определение типа речи (определить тип речи, обосновать ответ;
найти слова с изучаемой орфограммой)
1 команда: Лохматую и коротконогую собаку, которая после борзых казалась
как бы соскочившей с ходуль, звали спаниель. Уши у этой низкорослой
испанки свисали до земли, а короткий хвост всё время качался с
неустанностью маятника.
(М. Баранова, Е. Велтистов)
2 команда:
У нас в саду была клумба. На ней мама посадила много цветов. Больше всего
из них мне нравился душистый табак. Нравился прежде всего потому, что это
были не совсем обыкновенный цветы. На день, и особенно в жару, сами
цветы свёртывали свои лепестки, превращались в зеленоватые трубочки. Но
когда наступал вечер, цветы табака раскрывали нежные лепестки и
поднимали головки.
(Г. Скребицкий)
3команда:
Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Когда он утомился.
Сел на землю по-человечески и, раскрыл рот, стал смотреть на дерево. Затем
вдруг поднялся, быстро подбежал к липе и полез на её вершину.
Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упёршись
передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево.
Видимо, больно было спине. Тогда он переменил положение и, упёршись
спиной в скалу, стал лапами давить на дерево. Липа затрещала и рухнула на
землю. Теперь осталось только добыть соты.
6. Работа с текстом
Списать. Вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах с
пропущенными буквами, поставить знак препинания. Найти в тексте сложное
предложение; дать характеристику последнему предложению.
Тр..пинка почти зар..сла, и мы с трудом угадали д..рогу. Вот знакомый
зар..стающий осокой луг. Дальше ч..десная п..ляна. Здесь л..сная ст..рожка.
Распол..гайтесь, чу(..)ствуйте себя как дома!

7. Словообразование
Записать однокоренные слова с данными
приставками однокоренных слов нет?

приставками.

С

Раз-, под-, у-, по-, про-, на-, за-, в-, воз-:
Сл..жить, сл..гать, р..сти, р..сли.
8. Работа с пословицей
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой труда дорожи.
Умный надеется на свои дела, глупый полагается на надежду.
Трудно дереву одному расти.
III.
Итог урока:
 Подведение итогов: счёт – выявление команды победителей;
 Есть ли проигравшие?
 Оценивание (проводит капитан команды);
 Какие знания понадобились на уроке?
 Чему научились?
 Домашнее задание.

какими


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».