Проект "Использование нестандартных заданий на уроках информатики (Язева Л.Ф.)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1

Согласовано

.

ШМО учителей
математики, информатики
протокол № 1
от 30.08.2020г.

Проект
«Использование нестандартных заданий на уроках информатики»

Выполнил:
учитель информатики
первой квалификационной категории
Язева Л.Ф.

г. Березники
2020-2021 учебный год

Паспорт проекта
Площадка реализации
проекта

МАОУ СОШ № 1

Автор проекта

Язева Лилия Фёдоровна

Гипотеза проекта

Если использовать нестандартные задания на
уроках информатики, то качество знаний станет
выше.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является рассмотреть влияние
нестандартных заданий на повышение качества
знаний на уроках информатики

г. Березники

Задачи:
1. Изучение теоретической основы
(литературы) по нестандартным заданиям
на уроках;
2. Разработка педагогического проекта;
3. Внедрение педагогического проекта в
образовательный процесс;
4. Способствование развитию творческой,
активной, ответственной и
предприимчивой личности, способной
самостоятельно приобретать и
интегрировать знания из разных областей
и применять их для решения
практических задач
Участники проекта

Обучающие 7-8 классов

Стратегия и механизмы
достижения
поставленных целей

1. Анализ состояния данной проблемы;

(этапы проекта,
основные работы в
проекте)

2. Изучение литературы по нестандартным
заданиям на уроках информатики;
3. Систематизация имеющегося материала.
4. Анализ результатов педагогического
эксперимента.
5. Разработка и проведение системы уроков с
нестандартными заданиями

Прогнозируемые
краткосрочные и
долгосрочные

краткосрочные

результаты реализации
проекта
Показатели и критерии
успешности выполнения
проекта

Повышение качества знаний на уроках
информатике, создание определенного
продукта

Дальнейшее развитие
проекта

Данный проект может быть продолжен с
усложнением конечного продукта

Практическая
значимость проекта

Заинтересованность в уроке и повышение
качества знаний на уроках информатике

Актуальность проекта
Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в
педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная
неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического
характера: семейно- бытовые условия, педагогическая запущенность,
уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в
познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуально
психологические особенности учащихся, несформированность анализа и
синтеза. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание современных детей
учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к
школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках.
Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.
Домашние задания выполняют бессистемно, не в полном объёме или вообще
систематически не готовятся к урокам.
Гипотеза проекта
Гипотеза: если использовать нестандартные
информатики, то качество знаний станет выше.

задания

на

уроках

Цели и задачи
Цель: Целью проекта является рассмотреть влияние нестандартных заданий
на повышение качества знаний на уроках информатики
Задачи:
1. Изучение теоретической основы (литературы) по нестандартным
заданиям на уроках;
2. Разработка педагогического проекта;
3. Внедрение педагогического проекта в образовательный процесс;
4. Способствование развитию творческой, активной, ответственной и
предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и
интегрировать знания из разных областей и применять их для решения
практических задач
Участниками проекта являются обучающиеся 7-8 классы

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда
человека. Возросла степень автоматизации производства, усложнилась
техника, увеличились требования к знаниям. Поэтому особую актуальность
приобрели задачи развития мышления учащихся, их умений самостоятельно
пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации,
в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания
к решению практических задач.
Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь
его ждёт там много нового, интересного и необычного. Но проходит время,
и интерес к учению пропадает. Неинтересные, однообразные уроки,
построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, быстро
надоедают.
Почему это происходит? В современной дидактике основное внимание
уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами,
а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется
гораздо меньше внимания, от этого и идёт неумение учителя организовать
деятельность учащихся на уроке.
Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо
активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс
должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель
являлся бы организатором этой деятельности.
В последнее время распространение получают нетрадиционные уроки с
нетрадиционными заданиями. Заинтересовал вопрос, почему при огромном
усердии и добросовестном отношении к работе учитель не всегда может
добиться желаемого результата. Почему после доступного объяснения
нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно,
пользоваться на практике положениями теории? Если хорошо подумать,
то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства.
Любые знания сейчас настолько стремительно устаревают, что роль учителя
как их информатора и транслятора ослабевает.
В традиционной деятельности педагога основная цель — увеличение
количества и качества знаний путем простой передачи их от учителя
к ученику. Ученик должен выучить то, что ему хорошо объяснили.
В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель — развитие
способностей учеников и учителей, систематизация знаний. При этом
увеличивается количество и качество знаний, но главным является то, что это
происходит в процессе развития способностей. Учеников нужно учить

способу приобретения знаний, эта задача хорошо решается на примерах
применения нетрадиционных заданий на уроках информатики.
Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая
всех
учителей.
Нужны
нестандартные,
оригинальные
приемы,
активизирующие всех учеников, повышающие интерес к знаниям
и обеспечивающие быстроту усвоения материала с учетом возраста
и способностей учащихся.
Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий
учителей и учащихся. Проводится тщательная подготовка таких уроков:
даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль
и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карточки,
дидактический материал. Продумывается ход занятий с учетом уровня
и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера
и способностей
учащихся,
получивших
конкретное
задание,
последовательность операций и т. д.
Мотивация учащихся на уроке при использовании нестандартных заданий:
 наглядность
 активизация методов обучения
 разнообразие форм обучения на уроке
План работы:
1. Анализ состояния данной проблемы;
2. Изучение литературы по нестандартным заданиям на уроках информатики;
3. Систематизация имеющегося материала.
4. Анализ результатов педагогического эксперимента
5. Разработка и проведение системы с использованием нестандартных
заданий на уроках информатики

Рабочий план реализации проекта
Этапы
проекта

Наименование
мероприятия

Место
проведения
мероприятия

Ответственн
ый за
проведение

1 этап

Изучить литературу,
в которой описаны
нетрадиционные
задания, провести
анкетирование

МАОУ СОШ
№1

Язева Л.Ф.

2 этап

Разработка уроков с
использованием
нестандартных
заданий

МАОУ СОШ
№1

Язева Л.Ф
Учитель
информатики

3 этап

Систематизировать,
имеющие материалы;

МАОУ СОШ
№1

Язева Л.Ф
Учитель
информатики

4 этап

Провести анализ
достигнутых
результатов

МАОУ СОШ
№1

Язева Л.Ф
Учитель
информатики

Учитель
информатики

На первом этапе я изучила литературу по нестандартным заданиям и
урокам урока и какие бывают виды. Так же провела анкетирование среди
обучающихся, в ходе анкетирования выяснилось, что 87% учащихся
нравится предмет информатика. 75% учащихся отметили, что им нравятся
решать нестандартные задания, а 10% учащихся отметили, что в
традиционная форма заданий им белее понятна. 80% учащихся желают
посещать занятия по внеурочной деятельности (кружки) и принимать участие
во внеклассной работе по информатике. 50% учащихся хотели бы вы в
дальнейшем связать свою профессию с информатикой и информационными
технологиями.
Предмет информатика предусматривает огромное число уроков
практической направленности. На втором этапе разрабатывала уроки с
нестандартными заданиями.
Урок-Проект. Оформление поздравительной открытки к празднику 8 марта
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип проекта: творческий.

Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой
оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления
учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить
в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все
пожелания учителям.
Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной
деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной
деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование;
развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором,
переработкой,
представлением,
актуализировать,
формировать
и
систематизированные знания.
В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей
работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю
ученикам продвигаться в системе знаний.
Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на
собственном опыте и опыте других. Использование технологии
разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться высоких
результатов с каждым учеником.
На уроках – практикумах обучающиеся получают индивидуальные задания и
пытаются сами выполнить их, используя полученные теоретические знания.
Такая информация запоминается надолго.
Уроки – практикумы являются самыми распространёнными. Особенно при
изучении прикладных программ: Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft
Access, Microsoft Point, Paint, Corel Draw и т. д. В процессе изучения
программ практические работы выполняются по алгоритму, заданному
учителем. Выполнение же итоговой практической работы предполагает
самостоятельное составление последовательности действий алгоритма,
применяя ранее приобретённые навыки.
Одной из таких итоговых работ является создание поздравительной открытки
к 8 марта с помощью панели рисования в прикладной программе Microsoft
Word.
Проект 1. Оформление поздравительной открытки к празднику 8 марта
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип проекта: творческий.
Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой
оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления
учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить
в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все
пожелания учителям.

Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной
деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной
деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование;
развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором,
переработкой,
представлением,
актуализировать,
формировать
и
систематизированные знания.
В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей
работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю
ученикам продвигаться в системе знаний.
Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на
собственном опыте и опыте других. Использование технологии
разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться высоких
результатов с каждым учеником.
На этапе разработки уроков с использованием нестандартных заданий, были
разработаны несколько уроков и уже проведены. К примеру, в 7 классе был
разработан урок по окончанию изучения темы «Графический редактор»
итоговый урок провожу в форме защиты проекта:
Проект 2.
При создании учебного проекта для обработки навыков работы с программой
Power Point мною было поставлено задание: создать работу, которую можно
применять при объяснении нового материала, выполнение проекта
преследовало цели:




развитие навыков групповой работы;
развитие навыков комплексного использования компьютера для
решения прикладной задачи;
развитие навыков анализа информационного материала.

До выполнения проекта, ученики уже были знакомы с работой в текстовом
редакторе и графическом редакторе.
Задание в группах сводилось к поиску и отбору материала по направлениям:






алгоритм создания презентаций;
вставка объектов – текстов и рисунков;
вставка автофигур;
использование анимации;
использование гиперссылок.

Результатом групповой работы стала презентация, знакомящая с основными
этапами работы в программе Power Point.
Задание было творческим, проблемным, поэтому решало задачи развития.
Методы стимулирования естественного саморазвития – поощрение,

подбадривание, поддержка, ситуация выбора – решали задачи воспитания.
Вообще же проекты учеников наиболее эффективно могут быть реализованы
при использовании методов проблемизации, уяснения готового знания из
печатного источника, проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Совместно с учителями предметниками были разработаны задания для
интегрированных уроков
«Координатная плоскость. Построение графиков функций», 7-9 класс
Урок-семинар.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа), один из
основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении
учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по
результатам учебных исследований под руководством преподавателей.
Семинары используются и как самостоятельная форма тематических
учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.
На четвертом этапе работы я систематизировала имеющийся материал,
создав его в электронном варианте. Он включает к каждому уроку
презентации, план-конспект, тесты и задания в Word, дополнительный
материал к урокам. Этот материал позволяет усовершенствовать
комбинированный урок и построить его в нетрадиционной форме.
И на последнем этапе проведён анализ достигнутых образовательных
результатов.
Прогнозируемые
краткосрочные
реализации проекта

и

долгосрочные

результаты

Повышение качества знаний по информатике с 56 % до 67%.
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Показатели и критерии успешности выполнения проекта
Да

Нет

Не
знаю

Нравится ли Вам информатика?

88%

6%

6%

Вам нравятся традиционные уроки с традиционными
заданиями?

8%

83%

9%

Вам нравятся нестандартные задания?

80%

10%

10%

Помогает ли Вам информатика в жизни?

57%

13%

30%

Хотели бы Вы в дальнейшем связать свою профессию
с информатикой

46%

14%

40%

Оценка рисков
1. Не желание, участвовать в данном проекте.
2. Участники проекта могут формально отнестись к участию в проекте.
3. Результаты работы могут оказаться незначительными.
4. Разработанные уроки с использованием нетрадиционных заданиями по
повышению качества знаний на уроках информатики могут оказаться
малоэффективной.
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект предоставлен для реализации на своих уроках и уроках
учителей-предметников. Данный проект может быть продолжен с
усложнением конечного продукта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин М. В. Технология обучения : идеал и реальность. – Рига:
Эксперимент, 2010. – 180 с.
2. Методологические проблемы современной науки /сост. А. Т.
Москаленко. – М.: Политиздат, 2009. – 295 с.
3. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. – М. :
Издательство магистр, 2010. – 112 с.
4. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2011.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:
Просвещение, 2011.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:
Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010
7. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч»
№ 2, 2012. – с. 40 - 44.
8. С.В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград.
Издательство «Учитель», 2002г

9. Орлов И. К. Специфика интуитивного процесса решения
неопределенных задач / И. К. Орлов // Вопросы психологии. – 2011.
№3. – С. 97-108
10.Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании
будущего. – СПб.: Речь, 2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».