Учебный план НОО МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ТНР на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
вариант 5.1, 5.2 (далее – АООП НОО ТНР 5.1, 5.2.) (далее учебный план) –
документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации
АООП НОО ТНР 5.1, 5.2 и обеспечивает реализацию требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО
ОВЗ).
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в
их среде и в те же сроки обучения.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не
имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные
календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и
сходными образовательными потребностями (в классах речевого центра) или в
условиях общего образовательного потока.

Нормативно-правовая основа учебного плана
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в
РФ» (с изменениями от 13.07.2021 г.);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской
Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64100);
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 18.07.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
4. Письмо" Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе
оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования").
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с
изменениями и дополнениями);
7. Приказ Минпросвещения России от 08.10.2021 № 707 "О внесении изменений в
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. №
458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2021 № 65743);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021
№ 62296)"
11. Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании
детей» от 07.06.2013г №ИР-535/07;
12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
13. Устав МАОУ СОШ № 1.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на
уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент
всего последующего обучения, в том числе:
-закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и
их результат;
-формируются универсальные учебные действия;
-развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их
готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с
учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на уровне начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации
обучения.
Организационно - педагогические условия.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
–формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья;
–обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными

потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
–становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникаль ности и неповторимости;
–обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
–достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми
с ограниченными возможностями здоровья;
–обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Приоритетами при формировании учебного плана являются:
-цели образовательных программ по обеспечению базового образования и развития
личности учащихся 1-4-х классов;
-перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данном уровне
обучения, в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- соблюдение нормативов максимального объёма обязательной учебной нагрузки
учащихся;
-учёт требований ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях
преподавания с использованием распространенных апробированных учебных
программ, учебно - методических компонентов, педагогических технологий;
- преемственность между уровнями обучения.
Планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательных программ начального общего образования.
Начальное общее образование реализуется в режиме пятидневной учебной
недели. Во всех классах начальной школы реализуется УМК «Школа России». В
комплекте все подчинено формированию системы продуктивных заданий по развитию
познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий
и личностных качеств, созданию образовательного пространства, в рамках которого
возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной
траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.
Выбор УМК «Школа России» обусловлен следующими причинами:
-наличием данной предметной линии в федеральном перечне учебников,
рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при
реализации образовательных программ начального общего образования;
-обеспеченностью школьного библиотечного фонда учебниками.
Учебный план является механизмом реализации основной образовательной
программы начального общего образования, состоит из двух частей – основной и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана составляет 80% от объёма ООП НОО, часть, формируемая
участниками образовательных отношений –20%.
Учебный план МАОУ СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Учебный год начинается 01 сентября 2023 года.

Продолжительность учебного года:
 для учащихся 1 класса – 33 учебные недели;
 для учащихся 2-4 классов – 34 учебные недели.
Продолжительность учебных периодов в 1-4 классах делится на четверти.
Учебный
период
1-4 классов
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год:

Классы

Количество учебных недель

2-4 классы

8 недель

1 классы
2-4 классы
1 классы
2-4 классы
1 классы
2-4 классы
1 классы
2-4 классы

7 недель
7 недель
10 недель
11 недель
8 недель
8 недель
33 недели
34 недели

Продолжительность учебной недели:
1-4 классы – пятидневная учебная неделя.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее
2904 часов и не более 3345 часов.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует
нормативным требованиям и составляет:
Классы

I

II

III

IV

Максимальная нагрузка, часов

21

23

23

23

Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников,
входящих в федеральный перечень учебников, утверждённым приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
Начало занятий 1-й смены в 08 часов 15 минут.
Продолжительность уроков – 40 минут.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

 для обучающихся 1 классов в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут
каждый, остальное время занято целевыми прогулками, экскурсиями,
театрализованными представлениями, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый (ступенчатый
режим обучения);
 обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий.
 для учащихся 1 классов организуются дополнительные каникулы в середине
третьей четверти.
 Объём домашних заданий (по всем предметам) соответствует нормам:
во 2-3 классах -1,5 часа, в 4-х классах -2 часа.
В
середине
учебного
дня
организована
динамическая
пауза
продолжительностью не менее 40 минут.
Учебный план как часть основной образовательной программы направлен
на
обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания школьника;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего образования; обеспечение условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в том числе тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения: детей с низкой учебной мотивацией и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план для 1-4 классов начального общего образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС, обеспечивает состав и
структуру
предметных областей, отражающих требования
федерального
государственного образовательного стандарта, распределяет учебное время между
обязательной частью
и частью, формируемой участниками образовательных
отношений образовательного учреждения, определяет перечень направлений
внеурочной деятельности.
В 1-4 классах в обязательной части учебного плана находятся обязательные
для всех учащихся занятия, которые обеспечивают освоение ими учебного материала
в соответствии с ФГОС НОО.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов
обязательных предметных областей:
- русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
- иностранный язык (английский язык);
- математика и информатика (математика);
- обществознание и естествознание (окружающий мир);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
-физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура);
-технология (технология);
- основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и
светской этики).
Общие характеристики учебных предметов:
Русский язык и литературное чтение. Предметная область включает два
учебных предмета: Русский язык и Литературное чтение.
Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода
обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование
первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной
деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление

развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
Основная цель изучения Литературного чтения – формирование
читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его
важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика
литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по
поиску информации в текстах различного типа и её использованию для решения
учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать
фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему,
главную мысль и выразительные средства,используемые автором.
Иностранный язык. Изучение Иностранного языка призвано сформировать
представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык
дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов,
стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется
развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех её сторон:
аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения
творческих задач на страноведческом материале.
Математика и информатика. Предметная область реализуется учебным
предметом Математика. Изучение этого курса способствует формированию
начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов
окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др.
У младших школьников развивается логическое и символическое мышление,
математическая
речь,
пространственное
воображение;
формируются
интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно
принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение,
доказательствои др.).
Естествознание и обществознание. Предметная область реализуется с
помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует
осознанию обучающимися целостности и многообразия мира, формированию у
младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей
природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны.
Осваиваются правила безопасного поведения с учётом изменяющейся среды
обитания. В процессе изучения окружающего мирапроисходит становление разных
видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний
(восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных
ситуациях (общественно - полезный труд; труд в условиях семьи), так и
объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой,
экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего
школьника.
В
качестве
результата
процесс
обучения
предполагает
сформированность
универсальных
учебных
действий
разного
вида
(познавательных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).
Основы религиозных культур и светской этики. Предметная область
реализуется с помощью учебного предмета Основы религиозных культур и
светской этики. Цель её изучения – формирование представлений о многообразии
культур народов, живущих в России, вкладе каждой этнокультуры (в том числе и
религиозном) в общую культуру России; воспитание духовности младшего
школьника: толерантности, взаимоуважения, способности к нравственному
развитию, интереса к историии культуре родной страны.
Искусство. Предметная область включает два учебных предмета:
Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных учебных предметов
способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его
ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их

изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность
средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение
окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой
продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными учебными
действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной
деятельности, в процессе изучения этих учебных предметов формируются
метапредметные универсальные учебные действия, среди которых особое место
занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Технология. Предметная область представлена учебным предметом
Технология. Основная цель его изучения – формирование опыта практической
деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию
объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда,
развиваются универсальные учебные действия – планировать, контролировать и
оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический
вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности.
Существенным компонентом курса является введение информационнокоммуникативных технологий.
Физическая культура. Предметная область реализуется предметом
Физическая культура. Основная цель его изучения – укрепление здоровья,
формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются
первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима
своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.
Обязательным элементом
структуры
учебного
плана
является
«Коррекционно-развивающая область», поддерживающим процесс освоения
АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК. В структуру коррекционно-развивающей области
включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по
коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и
творческих способностей обучающихся.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся
в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4
обучающимися составляют 20- 25 минут. Частота посещений подгрупповых
логопедических занятий - не менее 2 раз неделю.
По итогам учебного года во 2-4 классах в соответствии положением о
текущей и промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного
плана проводится промежуточная аттестация, устанавливающая соответствие
знаний, умений, навыков учащихся по итогам учебного периода, требованиям
учебных программ по предметам и государственным стандартам. Промежуточная
аттестация проводится в форме тестовых работ, контрольных работ, контрольных
диктантов, комплексной или проектной работы. Промежуточная аттестация по
итогам 2023-2024 учебного года проводится в соответствии с Положением о
промежуточной аттестации обучающихся с 06 мая по 22 мая 2024 года, без
прекращения образовательного процесса.

Учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1)
на 2023-2024 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный
язык(английский )
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание

Количество часов в неделю/год

Всего

1

2

3

4

5/165

5/170

5/170

5/170

675

4/132

4/136

4/136

4/136

540

2/68

2/68

2/68

204

4/132

4/136

4/136

4/136

540

2/66

2/68

2/68

2/68

270

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

135

Изобразительное искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

135

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

135

2/66

2/68

2/68

2/68

270

1/34

34

20
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика
1/33
1/34
1/34
1/34
ИТОГО:
21
23
23
23
Внеурочная деятельность, включая коррекционно – развивающую область
5
5
5
5
Коррекционно – развивающая область
2
2
2
2
Коррекционно-развивающие занятия с учителем
Коррекционно-развивающие занятия с учителем1
1
1
1
логопедом
Коррекционно-развивающие занятия с учителем1
1
1
1
дефектологом
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом1
1
1
1
психологом
5
5
5
5
Направления внеурочной деятельности
10
10
10
10
ИТОГО:

86

Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской этики

135
90
20
8
4
4
4
20
40

Учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2)
на 2023-2024 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный
язык(английский )
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание

Количество часов в неделю/год

Всего

1

2

3

4

4/132

4/136

4/136

4/136

540

4/132

4/136

4/136

4/136

540

4/132

4/136

4/136

4/136

540

2/66

2/68

2/68

2/68

270

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

135

Изобразительное искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

135

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

135

2/66

2/68

2/68

2/68

270

1/34

34

19
19
19
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика
1/33
1/34
1/34
1/34
Русский язык
1/33
1/34
1/34
1/34
Иностранный язык(английский)
2/68
2/68
2/68
ИТОГО:
21
23
23
23
Внеурочная деятельность, включая коррекционно – развивающую область
5
5
5
5
Коррекционно – развивающая область
2
2
2
2
Коррекционно-развивающие занятия с учителем
Коррекционно-развивающие занятия с учителем1
1
1
1
логопедом
Коррекционно-развивающие занятия с учителем1
1
1
1
дефектологом
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом1
1
1
1
психологом
5
5
5
5
Направления внеурочной деятельности
10
10
10
10
ИТОГО:

77

Искусство
Технология

Физическая культура
Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

Основы религиозных
культур и светской этики

135
135
204
90
20
8
4
4
4
20
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».