Учебный план НОО МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ОВЗ (Варианты 7.1 и 7.2) на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МАОУ СОШ № 1
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
В 2023–2024 учебном году образовательный процесс остается личностноориентированным, он направлен на индивидуализацию и дифференциацию обучения с
учетом способностей и возможностей детей, их физического и психического здоровья,
рекомендаций ПМПК.
Учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по
адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего
образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей обучающихся 2 вариантов:
Вариант 7.1.
–для образования обучающихся с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного
поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.2.
- предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
ФАОП НОО (вариант 7.2) предусматривает обеспечение коррекционной направленности
всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки
обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое
структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию
социальной компетенции.
Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с
окружающими;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития, реабилитация этих детей в
обществе.
Цели и задачи образовательного процесса реализуются в двух направлениях:
1. Коррекционная направленность обучения;
2. Освоение общеобразовательных предметов.
Учебный план предусматривает в начальной школе развитие знаний об
окружающем мире, познавательных процессов и речи обучающихся, сочетается с
обучением элементарным навыкам письма, чтения, счета, развитием речи, привитием
навыков самообслуживания, ручного труда.

Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели.
Учебный план включает учебные предметы, содержание которых приспособлено к
возможностям категории детей
вариантов 7.1.,7.2. ФГОС ОВЗ, специфические
коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО
ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных действующим СанПиНом.
Учебный план МАОУ СОШ №1, реализующей АООП НОО ЗПР (варианты 7.1.,
7.2) (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с ОВЗ:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность учащихся к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования; формирование основ нравственного развития учащихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися с ОВЗ учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного начального образования по учебным
предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология»,
«Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» направлена на
формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в

России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Изучение предметной области «Математика и информатика» направлено на
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса.
Направлен на формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» Формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического
решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других
учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы православных культур» является обязательным для изучения только в 4 классе в
количестве 34 часов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года (вариант 7.1) не может составлять
более 3039 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет до 1350 часов, из них 675 часов приходится на коррекционноразвивающееся направление.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет (вариант 7.2) не может составлять
более 3732 часов
По варианту 7.2. В соответствии с учебным планом для образовательных организаций,
реализующих АООП вариант 7.2. и использующих УМК «Школа России», курс «Обучение
грамоте», изучается в 1 классе. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета
«Русский язык» в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение»
составляет 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Количество часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в рамках предметной
области «Русский язык и литературное чтение» составляет 132 часа (по 4 часа в неделю при
33 учебных неделях) в 1 дополнительном классе. Всего 297 часов.
В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет «Иностранный
язык (английский язык)», в результате изучения которого у учащихся с ОВЗ будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Учащиеся с ОВЗ приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный
смысл овладения иностранным языком.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее,
нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. МАОУ
СОШ № 1 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ОВЗ. В соответствии с ФГОС ОВЗ на коррекционную
работу отводится не менее 5 часов в неделю (не более 20% от общей нагрузки на ученика) в
зависимости от его потребностей. Учащиеся могут быть объединены в группы по схожим
потребностям.
Только результаты диагностики специалистов ПМПК служат основанием для
разработки индивидуальных учебных планов.
Вариативность учебных планов
выстраивается с учетом образовательных перспектив ребенка. На основании данных
наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма
включения детей с ОВЗ в общеобразовательные классы.
По итогам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся время,
отводимое на часть формируемую участниками образовательных отношений, использовано
на усиление часов обязательной части предмета «Математика» в 1-3классах (протокол № 5 от
22 .05.2023).
Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах – 33 недели.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется

«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май
− по 4 урока по 40 минут каждый).
Начало учебного года, сроки, продолжительность каникул соответствуют срокам,
установленным календарным графиком. Недельная нагрузка рассчитана в соответствии с
возрастными и психофизическими возможностями детей.
Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения.
Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для
отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе
дифференцированного подхода к учащимся.
Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в 1, так и во 2
половине дня. Их продолжительность 25-30 мин.
Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ №1, системе оценивания знаний,
компетенций обучающихся в сроки, установленные календарным учебным графиком
школы.
Обучение детей ОВЗ предполагает включение одного-шесть детей с ОВЗ в
обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению. Реализация учебного
плана осуществляется в очной форме в общеобразовательных классах наполняемостью в
соответствии с нормативами. Создание специальных условий обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации
образовательного процесса, описываются в АООП НОО ЗПР.
Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия,
рекомендованные Министерством образования
и науки РФ в федеральном перечне
учебников на 2023-2024 учебный год.
Образовательное
учреждение
укомплектовано
педагогическими
кадрами,
соответсвующими работе с категорией детей вариантов 7.1, 7.2 ФГОС ОВЗ. Материальнотехническая база позволяет реализовывать настоящий учебный план в полном объёме.

Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
на 2023-2024 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

Количество часов в неделю

Всего

1

2

3

4

Русский язык

5

5

4

4

18

Литературное чтение

4

4

4

3

15

1

1

2

Родной язык
Литературное чтение на
родном языке
Иностранный
язык(английский )
4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

3

3

2

2

10

Математика

Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской этики
1
21

20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Литературное чтение
1
Иностранный язык
Математика
1
ИТОГО:
21
23
Внеурочная деятельность (включая
10
10
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область
5
5
(Коррекционно-развивающие занятия)
1
1
Ритмика
4
4
Внеурочная деятельность
ИТОГО:
31
33

20

1
20

81

1
1
1
23

1
1
1
23

4
2
3
90

10

10

40

5
1
4
33

5
1
4
33

20
4
16

Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
на 2023-2024 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

Количество часов в неделю

Всего

1

2

3

4

Русский язык

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

2/68

2/68

2/68

6/204

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Изобразительное искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

1/34

1/34

23/782

87/2938

0
23

3/101
90
3039

10

40

5
5
33

20
20

Родной язык
Литературное чтение на
родном языке
Иностранный
язык(английский )
Математика

Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской этики
20/660

22/748

22/748

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика
1/33
1/34
1/34
ИТОГО:
21
23
23
ИТОГО:
Внеурочная деятельность (включая
10
10
10
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область
5
5
5
(Коррекционно-развивающие занятия)
5
5
5
Внеурочная деятельность
ИТОГО:
31
33
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».