Пояснительная записка Учебный план МАОУ СОШ № 1 реализующей АООП НОО обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году в 3-4 классах. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс). Учебный план состоит из двух частей: 1. Обязательной части, которая включает 6 образовательных областей, представленных 9 учебными предметами, коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем. 2. И части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами, внеурочные мероприятия. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Учебный план реализации АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) III-IV классов (вариант I) на 2023 – 2024 учебный год Предметныеобласти Учебные предметы Классы 3 класс I. Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 3. Естествознание 4. Искусство 4класс Количество часов в неделю ( год) Русский язык 3 (102) 3(102) 6 ( 204) Чтение 4 (136) 4 (136) 8 (272) 2 (68) 2(68) 4(136) 4 (136) 4 (136) 8 (272) 2 (34) 2 (34) 4 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 3 (102) 3 (102) 6 (204) 1 (34) 20 ( 646) 1 (34) 20 (646) 2 (68) 40 (1292) 3 (102) 3 (102) 6 (204) Речевая практика 2. Математика Всего Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5.Физическая культура Адаптивная физическая культура 6. Технология Итого: Ручной труд II.Часть, формируемаяучастниками образовательных отношений Русский язык Математика Ручной труд Максимально допустимая недельная нагрузка 1 (34) 1 (34) 1 (34) 23 (748) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 23 (748) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 46 (1496) Коррекционно-развивающая область: 6 (204) 6 (204) 12 (408) 1.Логопедические занятия 2 (68) 2 (68) 4 (136) 2.Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3.Ритмика 2 (68) 2 (68) 4 (136) 1(34) 1(34) 2(68) Внеурочная деятельность: 1.Духовно-нравственное направление 2.Спортивно-оздоровительное направление 3.Общекультурное направление 4 (136) 2 (68) 1 (34) 4 (136) 2 (68) 1 (34) 8 (272) 4 (136) 2 (68) 1 (34) 2 (68) 1 (34)