СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ__Скоро в школу. Актуальные аспекты подготовки ребенка к школе_. Федосеева Н. В.

Собрание для родителей будущих первоклассников
Тема: «Скоро в школу. Актуальные аспекты подготовки ребенка к
школе»
Цель: создание

условий

для

включения

родителей

будущих

первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
информировать

родителей

о

возможных

проблемах

первоклассников (в период адаптации к школе), их причинах и способах
коррекции;
вовлечь родителей в процесс анализа и профилактики возможных
трудностей у детей;
вооружить

родителей

практическими

советами

и

рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
-

Физиологические

трудности

адаптации

первоклассников

к

адаптации

первоклассников к

школе.
-

Психологические трудности

школе.
-

Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации

к школьному обучению.
- Экипировка будущего первоклассника.
Ход собрания.
1. Этап знакомства
Добрый день! Уважаемые родители, Вы пришли на первую встречу со
школой, порог которой переступят в сентябре ваши дети. В жизни вашей
семьи наступил торжественный момент - ваш малыш делает новый шаг по
лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и
уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые
встретятся на его пути, были преодолимыми.

Вместе с вами мы будем

помогать вашим детям учиться познавать новое, радоваться своим успехам, с
достоинством выходить из неудач.
2.

Трудности

первоклассников,

их

причины,

способы

профилактики и коррекции.
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом
зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это
серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит
научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому
можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением
учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных
трудностях первоклассников и способах их коррекции.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную
жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни
одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как
при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом
школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть,
даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало
школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с
резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления
к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть
нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет
адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования
слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к
школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего

возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша,
не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми
и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают
ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям
с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные
компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей
к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он
оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого
компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их
“примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня
обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной
зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и
представлений о предметах окружающей действительности, развитие
познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия,
воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических
знаний,

необходимых

представления,

речевая

для

школьного
подготовка,

обучения

(математические

пространственно-графическая

подготовка).
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но
недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному
обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими
трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только
уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется

достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и
считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни
читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут
слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не
подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает с ним "один на один".
Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок,
сколько их качество, степень осознанности, чёткости
В

эмоциональном

достижением
снижением

плане

определенного
количества

школьная
уровня

импульсивных

представлений.

зрелость

характеризуется

эмоциональной
реакций,

на

устойчивости,
фоне

которых

осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое
поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
Социальная

зрелость

определяется,

прежде

всего,

сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми,
участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться
интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у
детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с
другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия
словесной или иной инструкции;

- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать
обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки,
зрительно-моторных

координации

(неумение

выполнять

различные

графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли
и т. п.).
В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок
пойдет в школу, там всему и научится. Не способен освоить огромную
учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.
Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу
делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда
трудностей?”.
Мне

бы

хотелось

остановиться

на

рекомендациях,

которым

необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка
желание учиться.
Советы родителям:
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном
этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника,
например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними
до школы.
Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то
же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком.
Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте
ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это
позволит освоить сравнение в математике.
Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель,
завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и

многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях
ограниченного переменой времени.
Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня,
следите за его соблюдением.
В случае, если Вы работаете, научите ребенка ходить в школу
самостоятельно. Продумайте безопасный маршрут, научите пользоваться
ключами от дверей.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится
человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка
о своем педагоге.
Не допускайте негативных высказываний о школе, учителях,
персонале школы в присутствии ребенка.
Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то
не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то,
что ничего не сможет. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не
всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё
и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже
крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не
вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не
способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за
него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители
всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые
трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к
специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно
займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно
ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не
стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка
проблемы с речью, посетите логопеда.

Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого
придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего
ребенка будет хорошее настроение.
3.Экипировка будущего первоклассника.
Одна

из

важных

проблем

для

родителей

будущих

первоклассников – что лучше из одежды и принадлежностей купить
первокласснику? Списки необходимого Вы получите у своих учителей, а
мне хотелось остановиться на очень важных, на мой взгляд, правилах:
1. Позвольте

ребенку

участвовать

в

выборе

школьных

принадлежностей. Он должен почувствовать себя школьником.
2. Если ребенок – левша, следует обратить внимание на школьные
принадлежности (ножницы, ручки ит.д.) для леворуких детей.
3. В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он
позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник,
освобождает руки.

Лучше выбирать

лёгкие,

прочные,

с

водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка
плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник.
Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5 –
4 см.
4. Обувь ребенка должна быть по размеру, удобной, не спортивной.
Позаботьтесь о сумке – мешке для сменной обуви.
5. Рубашки, блузки, одежда для занятий физкультурой должны
быть из натуральных тканей, так как Ваш малыш будет в ней
находиться большую часть школьного времени.
6. Совершайте покупки в несколько этапов и по списку, это не так
затратно и позволит не накупить не нужных вещей. В последнюю
очередь купите одежду и обувь. Ведь Ваш ребенок за лето может
подрасти.

Итог собрания. (памятки для родителей)
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в
выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых
надёжных – добрый пример родителей. Готовьте ребёнка к школе терпеливо,
умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка,
ни для вас. Успехов Вам и Вашим детям!

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».