Методическое пособие по русскому языку 5 класс интегрированный экзамен

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1

Диагностические материалы для проведения
интегрированного экзамена по русскому языку
и литературе в 5 классе

Выполнил:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Галицкая И. Н.

г. Березники 2018 г.

Аннотация
Методическое пособие «Интегрированный экзамен по русскому
языку и литературе в 5 классе»
способствует
реализации
компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное
пособие
представляет
собой
полное
описание
проведения
интегрированного экзамена по русскому языку и литературе в 5 классе
общеобразовательной школы.
Материал может быть использован учителями русского языка и
литературы для проведения промежуточной аттестации в 5 классе.
Пособие состоит из 2-х частей и приложения: 1 часть содержит
описание структуры, содержания, формы проведения экзамена; 2 часть –
варианты билетов для проведения экзамена.

Часть 1
Структура, содержание, форма проведения экзамена, оценка.
Интегрированный экзамен – современная форма промежуточной
аттестации – одного из механизмов рекомендуемой ФГОС системы
оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Структура и содержание заданий: экзаменационный билет состоит из
3 частей. 1 часть проверяет навыки анализа текста, уровень развития
речи учащихся, 2 часть – знание и понимание важных элементов
содержания программы по русскому языку, 3 часть - по литературе.
Задания каждой части являются разноуровневыми.
1 уровень предполагает воспроизводящее
(воспроизведение определений),

понимание

текста

2 уровень - понятийное понимание текста (воспроизведение и
аргументация),
3 уровень – творческое или продуктивное понимание текста
(воспроизведение, аргументация, создание авторского текста). Выбор
уровня определяется учащимся.
Форма проведения: экзамен проводится в устной форме, на
подготовку первому ученику предоставляется до 30 минут, остальные
ученики отвечают в порядке очерёдности. Состав экзаменационной
комиссии: зам. директора по УР (председатель), экзаменующий учитель,
ассистент (учитель русского языка и литературы).
Оценка: на основании 3 оценок (за каждую часть) выставляются
итоговые оценки за экзамен по русскому языку и литературе. Все
результаты заносятся в экзаменационную ведомость.
Актуальность: данная форма экзамена способствует развитию
ключевых
образовательных,
общепредметных
и
предметных
компетенций
обучающихся,
позволяет
оценить
уровень
сформированности навыков практического и творческого мышления,
адекватной самооценки.

Билет №1
Вишенка
Росла у деда с бабкой вишенка в саду. Отцвела она весной, и осталась на вишенке
одна вишенка.
- Это нашей внучке, - говорит дед.
- Это нашей внучке, - подтверждает бабка. – Вот приедет наша внучка, мы и
угостим её вишенкой. Хорошо вишенке на солнышке.
- Наливайся, вишенка, полнее, созревай, вишенка, скорее. Скоро внучка приедет.
И стала вишенка зрелой, так и хочет лопнуть от сока. Сорвать бы вишенку пора,
да внучка не едет. Как-то утром пошёл дед в сад, на вишенку посмотреть. А вишенки
– и нет: воробьи склевали, одна косточка осталась. Погоревали дед с бабкой, да
ничего не поделаешь…
Наступила зима, а внучка так и не приехала. Сидят дед с бабкой у окна,
смотрят, как на ветке косточка от вишенки качается, и думают:
- Зима пройдёт, настанет лето. Может быть, созреет другая вишенка, лучше
прежней. Приедет внучка – и угостим мы её вишенкой.
(Ю.Степанов.)

Задания:
Часть 1
1. Объясни смысл заглавия текста.
2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль?
3. Напиши своё продолжение текста.
Часть 2
1.Какое существительное употребляется в тексте во всех падежах (выписать,
указать падёж).
2.Найти предложения, в которых существительное «вишенка» выполняет
разные синтаксические функции.
3.Является ли частое употребление слова «вишенка» речевой ошибкой?
Часть 3
1.Что такое «жанр»?
2.Особенности жанра сказки.
3.Найди жанровые особенности в тексте.

Билет №2
Стихи о голове
Голова всему венец –

Жить с хорошей головой,

В ней начало и конец,

Что с богатой кладовой:

Без неё, сыны и дочки,

Словно в речке отраженья,

Не прочтёте вы ни строчки:
Составлять в уме слова

В ней хранятся сбереженья Запах леса,

Вам поможет голова.

Шум прибоя,

Объяснит вам без запинки

Звёзды,

В книжке разные картинки.

Небо голубое,

Вам подскажет голова,

Основы математики

Сколько будет дважды два.

И правила грамматики.
(Ю. Коринец.)

Задания:
Часть 1
1. Объясни смысл заглавия текста.
2. В каком значении употреблено в стихотворении слово «голова»? Какие ещё
значения этого слова ты знаешь?
3. Придумай небольшой рассказ, используя разные значения слова «голова».
Часть 2
1.Выпиши из текста слова с приставками, объясни орфограммы.
2.Выпиши из текста два именных и два глагольных словосочетания, произведи
их разбор.
3.Есть ли в тексте обращение? Приведи собственные примеры предложений с
обращениями и объясни, для чего они используется в речи.
Часть 3
1.Что такое «лирика»? Виды лирики.
2.Особенности лирического произведения.
3. Объясни смысл последнего предложения стихотворения.

Билет №3
Белый гусь
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать
адмирала. Всё у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он
разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь
поднимал её к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он
ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав ни единого пёрышка.
Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и
неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.
У него был огромный, цвета апельсиновой корки клюв с шишкой. Больше
всего эта шишка походила на кокарду.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими
крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали камыши. Если при этом он
издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники. На него
засматривались лучшие гусыни деревни.
Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей в округе.
(Е.Носов)

Задания:
Часть 1
1. Объясни смысл первого предложения текста.
2. Как по - другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль?
3. Какие средства выразительности использует автор текста? Приведи
примеры.
Часть 2
1. Выпиши из текста слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в
корне, объясни орфограммы.
2. Найди предложения, в которых существительное «гусь» выполняет
разные синтаксические функции.
3. Есть ли в тексте сложноподчиненные предложения? Если есть, выпиши их,
начерти схемы.

Часть 3
1. Что такое олицетворение?
2. Каково авторское отношение к гусю (докажи примерами из текста)?
3. Опиши любое животное, используя известные тебе средства
выразительности.

Билет №4
О грамотее и больной ноге
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
(В. Гончаров.)

Задания:
Часть 1
1. Объясни смысл заглавия текста.
2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль?
3. Напиши рассуждение на тему: «Какую роль в письменном общении играет почерк?».
Часть 2
1. Дай определение глагола. Какие орфограммы правописания глаголов встретились в
тексте?
2. Какой способ передачи чужой речи используется в тексте? Каковы его правила?
3. «Переведи» первое предложение текста в прямую речь, составь схему. Расскажи о
знаках препинания при прямой речи.
Часть 3
1. Что такое притча?
2. Объясни смысл пословицы: «Писать-то я пишу, а читать в лавочку хожу». Значение
слова «лавка» уточни по словарю.
3. Какие притчи тебе известны? Чему они тебя научили?

Билет №5
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
- Петя! – несётся со двора, Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой , а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский.)

Задания:
Часть 1
1. Сформулируй главную мысль текста.
2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль?
3. Напиши рассуждение, содержащее ответ на вопрос Пети: «За что же
среди бела дня отняли имя у меня?».
Часть 2
1. Выпиши из текста слова с ь, объясни орфограммы.
2. Исправь речевые ошибки, встретившиеся в тексте.
3. Какие речевые ошибки тебе известны? Нужно ли с ними бороться?
Часть 3
1. Что такое «рассказ»?
2. Жанровые особенности рассказа. Назови известные тебе рассказы и их
авторов.
3. Почему некоторые поэтические произведения авторы называют
«рассказами?

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».