Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Диагностические материалы для проведения интегрированного экзамена по русскому языку и литературе в 5 классе Выполнил: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Галицкая И. Н. г. Березники 2018 г. Аннотация Методическое пособие «Интегрированный экзамен по русскому языку и литературе в 5 классе» способствует реализации компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное пособие представляет собой полное описание проведения интегрированного экзамена по русскому языку и литературе в 5 классе общеобразовательной школы. Материал может быть использован учителями русского языка и литературы для проведения промежуточной аттестации в 5 классе. Пособие состоит из 2-х частей и приложения: 1 часть содержит описание структуры, содержания, формы проведения экзамена; 2 часть – варианты билетов для проведения экзамена. Часть 1 Структура, содержание, форма проведения экзамена, оценка. Интегрированный экзамен – современная форма промежуточной аттестации – одного из механизмов рекомендуемой ФГОС системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Структура и содержание заданий: экзаменационный билет состоит из 3 частей. 1 часть проверяет навыки анализа текста, уровень развития речи учащихся, 2 часть – знание и понимание важных элементов содержания программы по русскому языку, 3 часть - по литературе. Задания каждой части являются разноуровневыми. 1 уровень предполагает воспроизводящее (воспроизведение определений), понимание текста 2 уровень - понятийное понимание текста (воспроизведение и аргументация), 3 уровень – творческое или продуктивное понимание текста (воспроизведение, аргументация, создание авторского текста). Выбор уровня определяется учащимся. Форма проведения: экзамен проводится в устной форме, на подготовку первому ученику предоставляется до 30 минут, остальные ученики отвечают в порядке очерёдности. Состав экзаменационной комиссии: зам. директора по УР (председатель), экзаменующий учитель, ассистент (учитель русского языка и литературы). Оценка: на основании 3 оценок (за каждую часть) выставляются итоговые оценки за экзамен по русскому языку и литературе. Все результаты заносятся в экзаменационную ведомость. Актуальность: данная форма экзамена способствует развитию ключевых образовательных, общепредметных и предметных компетенций обучающихся, позволяет оценить уровень сформированности навыков практического и творческого мышления, адекватной самооценки. Билет №1 Вишенка Росла у деда с бабкой вишенка в саду. Отцвела она весной, и осталась на вишенке одна вишенка. - Это нашей внучке, - говорит дед. - Это нашей внучке, - подтверждает бабка. – Вот приедет наша внучка, мы и угостим её вишенкой. Хорошо вишенке на солнышке. - Наливайся, вишенка, полнее, созревай, вишенка, скорее. Скоро внучка приедет. И стала вишенка зрелой, так и хочет лопнуть от сока. Сорвать бы вишенку пора, да внучка не едет. Как-то утром пошёл дед в сад, на вишенку посмотреть. А вишенки – и нет: воробьи склевали, одна косточка осталась. Погоревали дед с бабкой, да ничего не поделаешь… Наступила зима, а внучка так и не приехала. Сидят дед с бабкой у окна, смотрят, как на ветке косточка от вишенки качается, и думают: - Зима пройдёт, настанет лето. Может быть, созреет другая вишенка, лучше прежней. Приедет внучка – и угостим мы её вишенкой. (Ю.Степанов.) Задания: Часть 1 1. Объясни смысл заглавия текста. 2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль? 3. Напиши своё продолжение текста. Часть 2 1.Какое существительное употребляется в тексте во всех падежах (выписать, указать падёж). 2.Найти предложения, в которых существительное «вишенка» выполняет разные синтаксические функции. 3.Является ли частое употребление слова «вишенка» речевой ошибкой? Часть 3 1.Что такое «жанр»? 2.Особенности жанра сказки. 3.Найди жанровые особенности в тексте. Билет №2 Стихи о голове Голова всему венец – Жить с хорошей головой, В ней начало и конец, Что с богатой кладовой: Без неё, сыны и дочки, Словно в речке отраженья, Не прочтёте вы ни строчки: Составлять в уме слова В ней хранятся сбереженья Запах леса, Вам поможет голова. Шум прибоя, Объяснит вам без запинки Звёзды, В книжке разные картинки. Небо голубое, Вам подскажет голова, Основы математики Сколько будет дважды два. И правила грамматики. (Ю. Коринец.) Задания: Часть 1 1. Объясни смысл заглавия текста. 2. В каком значении употреблено в стихотворении слово «голова»? Какие ещё значения этого слова ты знаешь? 3. Придумай небольшой рассказ, используя разные значения слова «голова». Часть 2 1.Выпиши из текста слова с приставками, объясни орфограммы. 2.Выпиши из текста два именных и два глагольных словосочетания, произведи их разбор. 3.Есть ли в тексте обращение? Приведи собственные примеры предложений с обращениями и объясни, для чего они используется в речи. Часть 3 1.Что такое «лирика»? Виды лирики. 2.Особенности лирического произведения. 3. Объясни смысл последнего предложения стихотворения. Билет №3 Белый гусь Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав ни единого пёрышка. Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды. У него был огромный, цвета апельсиновой корки клюв с шишкой. Больше всего эта шишка походила на кокарду. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали камыши. Если при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей в округе. (Е.Носов) Задания: Часть 1 1. Объясни смысл первого предложения текста. 2. Как по - другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль? 3. Какие средства выразительности использует автор текста? Приведи примеры. Часть 2 1. Выпиши из текста слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, объясни орфограммы. 2. Найди предложения, в которых существительное «гусь» выполняет разные синтаксические функции. 3. Есть ли в тексте сложноподчиненные предложения? Если есть, выпиши их, начерти схемы. Часть 3 1. Что такое олицетворение? 2. Каково авторское отношение к гусю (докажи примерами из текста)? 3. Опиши любое животное, используя известные тебе средства выразительности. Билет №4 О грамотее и больной ноге Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею: - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… - Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня моё письмо никто не разберёт. (В. Гончаров.) Задания: Часть 1 1. Объясни смысл заглавия текста. 2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль? 3. Напиши рассуждение на тему: «Какую роль в письменном общении играет почерк?». Часть 2 1. Дай определение глагола. Какие орфограммы правописания глаголов встретились в тексте? 2. Какой способ передачи чужой речи используется в тексте? Каковы его правила? 3. «Переведи» первое предложение текста в прямую речь, составь схему. Расскажи о знаках препинания при прямой речи. Часть 3 1. Что такое притча? 2. Объясни смысл пословицы: «Писать-то я пишу, а читать в лавочку хожу». Значение слова «лавка» уточни по словарю. 3. Какие притчи тебе известны? Чему они тебя научили? Билет №5 Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет…» «Закрыт магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…» «Секёт свеклу…» «Пекёт блины…» И до меня дошёл черёд: Портфель он портфелем зовёт. Но мне не зря «родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: Пусть и его зовут Петя. - Петя! – несётся со двора, Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, Петя, Ведь ты большой , а он дитя! «Петя» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский.) Задания: Часть 1 1. Сформулируй главную мысль текста. 2. Как по – другому можно озаглавить текст, передавая основную мысль? 3. Напиши рассуждение, содержащее ответ на вопрос Пети: «За что же среди бела дня отняли имя у меня?». Часть 2 1. Выпиши из текста слова с ь, объясни орфограммы. 2. Исправь речевые ошибки, встретившиеся в тексте. 3. Какие речевые ошибки тебе известны? Нужно ли с ними бороться? Часть 3 1. Что такое «рассказ»? 2. Жанровые особенности рассказа. Назови известные тебе рассказы и их авторов. 3. Почему некоторые поэтические произведения авторы называют «рассказами? Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)