Презентация мастер-класса «Формирование исследовательской компетенции на уроках географии» учителя географии МАОУ СОШ №1 В.А. Казанцевой Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с построением образовательного процесса с учетом использования исследовательской деятельности учащихся. Задачи: •Знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся; •Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся. План мастер-класса: 1.Актуальность проблемы 2.Установочный доклад (из опыта работы) 3.Работа в группах 4.Информация из групп 5.Подведение итогов работы В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы со школьниками. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, и конечно же, во внеклассной работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме? Выход вижу во включении учеников в самостоятельную поисковую деятельность. Все исследования условно можно объединить в три основные группы: -фантастические: ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; -эмпирические: тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; -теоретические: ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках информации. Основные методы, используемые при обучении учебному исследованию: - метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира; - метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о какомлибо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? - метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами; - метод эвристического наблюдения, его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения; - метод эвристического исследования: ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты; - метод конструирования понятия: сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, помогаю достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт; - метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все растения, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну. Организую исследовательскую деятельность школьников с учетом их возраста, времени ,необходимого для работы. На уроках ребята старших классов занимаются теоретическим исследованием. Школьники 6-7 классов в соответствии с их интересами проводят эмпирические исследования, например, в 6 классе при изучении темы «Температура воздуха» обучающиеся сравнивают показатели температуры на данную дату за несколько лет, определяют, чем они отличаются друг от друга и самостоятельно приходят к выводу, что показатели погоды не имеют четкого повторения. Часто исследования, начатые на уроке, продолжаются дальше на кружке. Учащиеся в самостоятельной исследовательской работе используют памятки: Приемы и методы, деятельность ученика и учителя зависит от стадии вызова. Система работы по развитию исследовательских способностей школьников, сложившаяся в моей практике: -организация исследовательской деятельности на уроке; -проведение наблюдений или эксперимента дома или на пришкольном участке; -продолжение исследования на занятиях кружка; -самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете и т.д.); -целенаправленная подготовка к участию в НПК школьников. Для эффективной работы по формированию исследовательской компетенции важно, чтобы исследование не воспринималось как разовое мероприятие. Оно должно проводиться по отработанной схеме. Так мною создан банк данных учебно-исследовательских работ. При желании ученики могут изучить интересующую их тему, найти точки роста и продолжить исследование. Этот банк постоянно обновляется. При организации учебного исследования обычно такие основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); включаю выработку гипотезы (предположения); поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. Вопрос участникам мастер-класса: «От чего зависит успешность человека в жизни?» (на доске записываются ответы участников: деньги? Здоровье? и.т.д.), идет обсуждение ответов участников из групп). Вопрос участникам: «Что только сейчас мы проделали?» Мы выдвинули ряд гипотез, которые могут найти свое подтверждение или опровержение в результате исследования. Жизнь все время «подбрасывает» целый ряд вопросов, на которые нет однозначного ответа, но мы находим им какое-то решение. Вопрос участникам мастер-класса: «Посмотрите на яблоко. Скажите какое оно?» (перечисляются качества и свойства яблока: красное, большое, сладкое и т.д.) Вопрос: «Можно ли дать конкретный ответ на заданный вопрос?» Конечно, же - нет. Пока не попробуешь, не поймешь. Вопросы и задачи с множественным ответом называются открытыми. В зависимости от интересов, возраста, познавательных компетенций учеников, на основе решения изобретательных открытых задач мне удается вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Мы часто сталкиваемся в своей работе с педагогическими задачами, ответ на которые дать не так-то просто.Например, существует проблема - не все дети выполняют домашнее задание. Опять на помощь приходят памятки. Предлагаю в группах разработать мини-проект «Как способствовать тому, чтобы домашние задания выполнялись?» (вдвинуть гипотезы, найти возможные варианты решения проблемы). Гипотеза может быть следующей: «Если задание будет не индивидуальным, а групповым или в паре, то обучающиеся его выполнят». Далее идет работа в группах (предлагают свою гипотезу и варианты ее решения). Выступление из групп. Подведение итогов работы. Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются исследовательская работа сразу, с как только детьми. начинается Особенность реальная организации исследовательской деятельности в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Наша современная жизнь заставляет нас педагогов научить и детей находить выход из разных ситуаций. Не секрет, что молодых специалистов оценивают на производстве не только по профессиональным качествам, но и за умения применить свои знания в нестандартной ситуации, договориться, предложить новую версию чего-то. И если нам удастся привить ученикам вкус к исследовательской деятельности, к решению открытых задач, то они смогут быть успешными, адаптируются в современном мире. Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках". Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, достигнут ли они соответственных высот или их способности останутся нераскрытыми. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)