Рабочая программа по истории, 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа 9 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021г.).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от
17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577, приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 г. №
712).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ
Министерства просвещения российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766).
6. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9
классы Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. М., Просвещение, 2016
7. Устав МАОУ СОШ № 1.
8. Основная образовательная программа основного общего образования, программа
воспитания МАОУ СОШ № 1.
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России»
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории и Историко-культурного стандарта.
УМК:

 Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9
классы Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. М., Просвещение, 2016
 Н.М.Арсентьев, А. А. Данилов и др., учебник «История России: учебник для 9
классов общеобразовательных учреждений», М.: Просвещение, 2019 г.;
 А.Я.Юдовская и др, учебник «Всеобщая история. История Нового времени: учебник
для 9 классов общеобразовательных учреждений», М: Просвещение, 2019 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель изучения курса «История»: усвоение знаний о важнейших событиях,
процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с
российской историей; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей

Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной
жизни.
Главная задача
школьного исторического образования - формирование у
учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностноориентированной личности. Рабочая программа предполагает изучение курса истории в 9
классе общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтническом и много конфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и много
конфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 1 курс истории в 9 классе рассчитан на 102
часа (3 раза в неделю). На изучение Всеобщей истории отводится 32 часа, на изучение
Истории России – 70 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Всеобщая история
(32 часа)
Тема 1. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ.
Экономическое развитие в 19- начале 20 века. Меняющееся общество. Век
демократизации. «Великие идеологи». Образование и наука. 19 век в зеркале
художественных исканий. Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века.
Тема 2. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА
Консульство и Империя. Франция в первой половине 19 века: от Реставрации к Империи.
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Объединение

Италии. Германия в первой половине 19 века. Монархи Габсбургов и Балканы в первой
половине 19 века. США до середины 19 века: рабовладение, демократия и экономический
рост.
Тема 3. АЗИЯ, АФРИКА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА в 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
Страны Азии в 19 – начале 20 века. Африка в 19 – начале 20 века. Латинская Америка:
нелегкий груз независимости.
Тема 4. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 И НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.
Великобритания до Первой мировой войны. Франция: Вторая империя и Третья республика.
Германия на пути к европейскому лидерству. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.
Италия: время реформ и колониальных захватов. США в эпоху «позолоченного века» и
«прогрессивной эры». Международные отношения в 19 – начале 20 веков.
История России
(70 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и
изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.
Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в
программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской
империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты
аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская
этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская
конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи.
Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных
делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного
переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение
Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог
власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец
венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие
Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в
художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской
империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской
культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота,
его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии.
Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации.
Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового
сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е
гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение
народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине
XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.

Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание
Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.
Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки
решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с
политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление
позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие
крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине
XIX века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и
путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие
российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское
искусство.
Передвижники.
Общественно-политическое
значение
деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера Успехи музыкального образования.
Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в
развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни.
Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского
транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг
горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие
мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции.
Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и
политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за
передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших

эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в
экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская
община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и
рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи.
Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов.
Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский
край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское
ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы
Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие
внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»
русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в
стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи».
Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие
России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная
политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции
развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки.
Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и
новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное
искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в
Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного
кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в
начале ХХ в.

Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история
(32 часа)
№

12

Дата

Тема урока
Экономическое
развитие в 19начале 20 века

3

Меняющееся
общество.

4-5

Век
демократизаци
и

6

«Великие
идеологии».

7-8

Образование и
наука

Содержание урока
Промышленная революция в 19 веке.
Неравномерность экономического развития.
Подъемы и кризисы. Монополистический
капитализм. Сельское хозяйство. Развитие
торговли. Военная техника.
Демографическая революция. Общество в
движении. Изменение социальной структуры

Компетенции

Уметь:
- называть особенности развития
промышленной революции 19 века;
- оперировать основными понятиями;
- систематизировать знания в таблице.
Уметь:
-описывать условия жизни людей разного
социального положения;
- описывать причины влияния на
урбанизацию
Формы правления. Парламенты и право голоса.
Уметь:
Развитие политических партий. Государственное
- определять формы правления;
развитие.
- понимать структуру парламента;
- сравнивать варианты демократизации в
первой половине 19 века
Появление идеологий. Либералы. Консерваторы.
Уметь:
Социалисты и анархисты. Марксизм. Национальная - называть крупнейших представителей и
идеология.
характерные черты общественнополитических учений;
- сравнивать основные положения
общественно – политических учений
Грамотность и школа. Успехи естественных наук.
Уметь:
Гуманитарные науки.
- описывать открытия в разных областях
науки;
- объяснять значение открытий для
человечества;

9

10

1112

13

- систематизировать знания в таблице
описывать выдающихся представителей и
достижения европейской художественной
культуры ХIХ в.;
- систематизировать материал;
- составлять таблицу.
19 век в зеркале Крах просветительских иллюзий. От критического Уметь:
художественны реализма к натурализму. Романтизм.
- давать характеристику романтизма,
х исканий
критического реализма, натурализма;
- называть исторические события,
повлиявшие на творчество романтиков
Повседневная
Питание. Одежда. Торговля и потребление Техника Уметь:
жизнь и
в доме. Средства транспорта. Новое качество связи. - сравнивать «высокую» и «массовую»
мировосприяти Массовая культура и расширение форм досуга.
культуры;
е человека 19
Пространство и время. Индивидуализм и
- называть новые приборы, средства
века
коллективное сознание.
транспорта и связи того времени
Консульство и Первый консул. Император французов. Закат
Уметь:
Империя
империи. Итога правления Наполеона I.
- отмечать основные причины создания
империи Наполеона;
-определять режим
правления Наполеона;
давать оценку исторической личности;
- называть и показывать на исторической
карте территориальные изменения в
Европе после Венского конгресса.
Франция в
Экономическое развитие. Французское общество.
Уметь:
первой
От Реставрации к революции. Июльская монархия
- давать характеристику революции по
половине 19
1830-1848 гг. Февральская революция 1848 г. От
памятке.
века: от
Второй республики к Второй империи.
- называть основные черты политического
Реставрации к
и экономического развития Франции;
Империи
- сравнивать экономическое развитие
Франции с экономикой других
европейских государств;

- объяснять значение основных понятий.
14

15

1617

18

Великобритани
я:
экономическое
лидерство и
политические
реформы
«От Альп до
Сицилии»:
объединение
Италии

Экономическое и социальное развитие.
Политическое развитие Великобритании. Борьба за
парламентскую реформу. Реформы 1820-1840 г.
Рабочее движение

Уметь:
- называть основные этапы складывания
Британской колониальной империи;
- систематизировать материал;
- составлять хронологическую таблицу.

Италия в начале 19 в. Революция в начале 1820-х г.
в Средиземноморье. Революция 1848 г. в Италии.
Объединение Италии.

Германия в
первой
половине 19
века
Монархия
Габсбургов и
Балканы в
первой
половине 19
века

Германия к началу 20 века. Социальноэкономическое развитие. Революция 1848 года в
Германии. Бисмарк и объединение Германии.

Уметь:
- давать характеристику революции по
памятке;
- называть причины медленного
экономического развития Италии;
- сравнивать экономическое развитие
Италии с экономикой других европейских
государств;
Уметь:
- называть характерные черты
объединительной политики;
- сравнивать данные параграфа и
документов, выявлять сходное и различное
в процессе объединения европейских
стран;
- составлять синхронистическую таблицу
объединительного движения в Италии и
Германии.
- называть основные черты политического
и
экономического развития Австро Венгрии;
- сравнивать экономическое развитие
Австро-Венгрии с экономикой других
европейских государств;
- объяснять значение основных понятий.

Роль национальной идеи. Австрийская империя:
территория и национальный состав. Социальноэкономическое развитие Австрии. Политическое
развитие Революция 1848 г. От Австрии к АвстроВенгрии. Кризис Османской империи. Попытки
Реформ.

США до
середины 19
века:
рабовладение,
демократия и
экономический
рост
Страны Азии в
19 –начале 20
века

США в начале 19 века. Экономическое развитие.
Политическое развитие и проблема рабства.
Гражданская война 1861-1865 г.

21

Африка в 19 –
начале 20 века

22

Латинская
Америка:
нелегкий груз
независимости

23

Великобритани
я до Первой
мировой войны

24

Франция:
Вторая

Уметь:
- называть причины, приведшие к
отставанию в развитии Африканского
континента;
- дать развернутый ответ от открытиях,
сделанных в Африке путешественниками
Латинская Америка к началу 19 в. Война за
Уметь:
независимость. Латинская Америка на рубеже 19- называть основные причины, ход, итоги
20 в.
освободительной борьбы народов
Латинской Америки;
- характеризовать лидеров национально –
освободительной борьбы.
Викторианская эпоха. Парламентские реформы. От Уметь:
империи к содружеству наций.
- характеризовать черты Викторианской
эпохи;
- объяснять причины потери Англией
промышленного лидерства;
- объяснять суть ирландского вопроса.
Вторая империя во Франции 1852-1870 г. ФранкоУметь:
германская война 1870-1871 г. Политическое
- объяснить особенности политического и

19

20

Индия к началу 20 века. Британское владычество в
Индии. Восстание сипаев. Начало борьбы за
независимость. Персия в первой половине 19 века.
От восстания бабидов до революции 1905-1911 г.
Афганистан в 19 веке. Китай в первой половине 19
века. Восстание тайпинов. Раздел Китая.
Африка к началу 19 века. «Открытие» Африки.
Покорение Северной Африки. Колониальное
господство в Африке. Колониальное
соперничество.

Уметь:
- называть основные причины, ход и итоги
Гражданской войны;
- Находить при работе с документами
доказательства развития в США
«организованного капитализма»;
- объяснять основные значения.
Уметь:
- называть основные причины восстания
сипаев, тайпинов;
- объяснять основные цели стремления
англичан в Персию и Афганистан

империя и
Третья
республика

развитие.

25

Германия на
пути к
европейскому
лидерству

Внутреннее устройство. Германское общество.
Экономическое развитие. Рост национализма.

2627

АвстроВенгрия и
Балканы до
Первой
мировой войны
Италия: время
реформ и
колониальных
захватов

Система дуализма. Экономическое развитие.
Социальное развитие. Политическое развитие.
Национальная проблема. Балканские страны

29

США в эпоху
«позолоченного
века» и
«прогрессивной
эры»

Реконструкция Юга. Экономический рывок.
Двухпартийная система в конце 19 – начале 20
века. Расовая проблема после Гражданской войны.
Идеи экспансии.

3031

Международны
е отношения в
19 – начале 20
века

Венская система. Международные отношения до
Крымской войны 1853-1856. Крымская война 18531856. Кризис венской системы. Система союзов
Бисмарка. Рост колониальной активности.

28

Конституционная монархия. Особенности пути
развития сельского хозяйства. Роль государства в
процессе индустриализации. Развитие
монополистического капитализма.

экономического развития Франции
периода Второй империи;
-характеризовать социальноэкономическое развитие Франции
Уметь:
- характеризовать германское общество;
немецкий национализм;
- описать внутреннее устройство
Германской империи.
Уметь:
- определение политической системе
дуализма;
- характеризовать структуру общества
Австро-Венгрии
Уметь:
- называть проблемы в Италии после
объединения;
- определять особенности экономического
развития Италии после объединения
Уметь:
- формулировать факторы,
способствующие росту американской
экономики;
- объяснять роль монополии в
экономической и общественной жизни
США;
- характеризовать положение чернокожего
населения США в последние десятилетия
19 – начала 20 века
Уметь:
- характеризовать Венскую систему
международных отношений; цели системы
союзов Бисмарка;

32

Итоговый урок

Особенности колониальной политики ведущих
держав. Англо-американские противоречия и
складывание Антанты.
Заключительные выводы

- объяснять причины и последствия
Крымской войны; кризиса венских
отношений;

1

Вводный урок

1

Групповая
работа

Проявляют
устойчивый
учебнопознавательный
интерес

2-3

Россия и мир на рубеже
XVIII—XIX вв.

2

Частичнопоисковая
деятельность

Выявить
причинноследственные
связи на примере
выяснения
интересов
различных групп
населения.
Входной контроль

ставят
учебную
задачу,
определяют
последовательнос
ть
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата,
составляют план и
алгоритм
действий.
Осуществлять
познавательную
рефлексию.
понимать
причины
"отставания"
России
в
политическом
развитии от стран
Европы.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Колво
час

Вид деятельности

Название

Дата

№ урока

История России (70 часов)

Анализировать и
систематизирова
ть информацию

самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную
цель,
используют
общие приемы
решения .

Уметь работать с
картой,
выделять,
систематизирова
ть и сравнивать
характерные
черты явлений
систематизирова
ть исторический
материал в виде
таблицы.

Показать
на
карте процесс
образования
представительны
х
учреждений
для
усиления
царской власти.

4-5

Александр I: начало
правления. Реформы М. М.
Сперанского.

2

Парная,
групповая
работа.

Высказывать своё
суждение
о
экономическом
развитии России,
в данный период
времени.

Принимают
и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с
учителем.

6-7

Внешняя политика
2
Александра I в 1801—1812
гг.

Групповая
работа

определяют
последовательнос
ть
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата,
составляют план и
алгоритм
действий.

8-9

Отечественная война
1812 г.

Исследование.

Определяют
внутреннюю
позицию
обучающегося на
уровне
положительного
отношения
к
образовательному
процессу;
понимают
необходимость
учения,
выраженного
в
преобладании
учебнопознавательных
мотивов
и
предпочтении
социального
способа
оценки
знаний
Выразить
свое
отношение
к
русским бытовым
традициям, и их
роли
в
дальнейшем
формировании
менталитета
российского
общества.

2

Объяснять
изученные
положения
конкретных
примерах.

на

проявляют
активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативн
ых
и
познавательных
задач
(задают
вопросы,
формулируют
свои
затруднения,
предлагают
помощь
и
сотрудничество).
Уметь
сопоставлять
явления,
выделять
причины и
последствия
событий и
явлений.

Раскрывать
противоречия в
русском
обществе
в
конце XVII в
Ставят
и
формулируют
проблему урока,
самостоятельно
создают
алгоритм
деятельности
при
решении
проблемы.

Выделять
в
дополнительном
тексте
к
параграфу
главное
и
второстепенное
(работа
в
группах).

Умение работать
с
разными
источниками
информациями

ориентируются в
разнообразии
способов
решения
познавательных
задач, выбирают
наиболее
эффективные из
них.

10-11

Заграничные походы
русской армии. Внешняя
политика Александра I в
1813—
1825 гг.

2

12-13

Либеральные и
охранительные тенденции
во внутренней политике
Александра I в 1815—1825
гг.
Национальная политика Александра I.

2

14-15

16-17

Частичнопоисковая
деятельность

2

Поисковая
деятельность.

Социально-экономическое 2
развитие страны в первой
четверти XIX в.

Поисковая.
деятельность.

Определяют
внутреннюю
позицию
обучающегося на
уровне
положительного
отношения
к
образовательному
процессу;
понимают
необходимость
учения,
выраженного
в
преобладании
учебнопознавательных
мотивов
и
предпочтении
социального
способа
оценки
знаний
Выражать
свое
отношение к роли
личности
в
истории.

планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации, в том
числе во
внутреннем плане

Выделять в
дополнительном
тексте к
параграфу
главное и
второстепенное
(работа в
группах).

Умение работать
с разными
источниками
информациями

Давать
и
оценивать этого
периода истории.

Объяснять
изученные
положения
конкретных
примерах.

Умение работать
с разными
источниками
информациями.

Давать оценку
деятельности
политического
лидера; выражать
свое отношение к
роли
нравственного
фактора в
истории.
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

Представлять
результаты своей
деятельности
в
форме
сравнительной
таблицы.

Систематизиров
ать
учебную
информацию;
выявить
причинноследственные
связи.

Уметь обобщать
информацию и
делать выводы.

Уметь
давать
развернутую
характеристику
исторической
личности.

Систематизиров
ать
учебную
информацию;
выявить
причинноследственные
связи..

Выделять
ключевые
понятия.

на

18-19

Общественное движение
при Александре I.
Выступление декабристов

2

Парная,
групповая
работа

Выразить свое
отношение к роли
личности в
истории.

Работать с картой,
заданиями
рабочей тетради.

Вести диалог с
товарищем по
заданию,
предложенному
учителем.

20-21

Реформаторские и
консервативные тенденции
во
внутренней политике
Николая I.

2

Работа с
учебником

Выражать
личностное
отношение
к
духовному,
нравственному
опыту
наших
предков.

Анализировать
художественное
произведение с
исторической
точки зрения.

22-23

Социально-экономическое
развитие страны во
второй четверти XIX в.

2

Индивидуальная
работа

Выражать
свое
отношение к роли
новых явлений в
развитии страны.

ставят
учебную
задачу,
определяют
последовательнос
ть
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата,
составляют план и
алгоритм
действий
Выделять
основные
направления
хозяйственного
развития страны.

24

Общественное движение
при Николае I.

1

Индивидуальная
работа.

Выражать
свое
отношение к роли
народных масс в
истории.

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.
Характеризовать
деятельность
исторических
персоналий,
сравнивать
результаты

25-26

Национальная и
религиозная политика
Николая I.
Этнокультурный облик
страны.
Внешняя политика
Николая I. Кавказская
война

2

Работа в
группах

Формировать
уважение
истории
культурным
историческим
памятникам

27-28

2

Исследование

Высказывать
собственное
отношение
событиям

к
и

к

Читать текст,
выделяя
основные
понятия,
определения и
события.
самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную
цель,
используют
общие приемы
решения задач.

самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную
цель,
используют
общие приемы
решения задач.
Уметь обобщать
информацию и
делать выводы.

Дать собственную
оценку
культурной
деятельности
человека

Раскрывать на
примерах
уровень
развития
хозяйства
и
торговли, в том
числе с опорой
на карту.
Развитие умений
искать,
анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию о
событиях
и
явлениях
прошлого.
Представлять
результаты
своей
деятельности в
форме таблицы.

Находить
информацию
разных
исторических

участвуют
в
коллективном
обсуждении
проблем,

Формулировать
и обосновывать
выводы.

из

Уметь
самостоятельно
строить рассказ
на
основе
нескольких
источников.

источников.
Оценивать
мнения и позиции
представителей
разных групп.

1817—1864 гг.

проявляют
активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативн
ых
и
познавательных
задач.
Давать
сравнительную
характеристику

29-30

Крымская война
1853—1856 гг.

2

Работа в
группах

Выразить
свое
отношение к роли
личности
в
истории.

Уметь
самостоятельно
анализировать
исторические
источники и
давать
развернутые
характеристики
исторических
личностей

31-32

Культурное
пространство империи в
первой половине XIX в.

2

групповая
работа. Проекты

Использовать
приёмы анализа
источников при
формулировании
и аргументации
собственных
выводов и оценок

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Вести диалог с
товарищем
по
заданию,
предложенному
учителем.

33-34

Европейская
индустриализация и
предпосылки
реформ в России.

2

Парная,
групповая
работа

Дать
оценку
переменам
произошедшим в
государственном
устройстве.

Характеризовать
основные этапы
преобразований.

35-36

Александр II: начало
правления. Крестьянская
реформа 1861 г.

2

Дать
оценку
экономической
ситуации
в
России.

планируют свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации,
оценивают
правильность
выполнения
действий

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа
при
работе с текстом
Вести диалог с
товарищем
по
заданию,
предложенному
учителем.

Частичнопоисковая
деятельность

Выделять
основные этапы
войны,
конкретизироват
ь их примерами.
На
основе
анализа текста
учебника
представлять
информацию в
виде схемы.
Давать оценку
деятельности
исторической
персоны.
Составлять
развёрнутую
характеристику
исторического
деятеля
Читать
текст,
выделяя
основные
понятия,
определения и
события

самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную
цель,
используют
общие приемы
решения
поставленных
задач;

37-38

Реформы 1860—
1870-х гг.: социальная и
правовая модернизация.

2

Парная,
групповая
работа

Выразить свое
отношение к
реформам.

39-40

Социально-экономическое
развитие страны в
пореформенный период.

2

Частичнопоисковая
деятельность

Дать оценку
развития России в
данный период
времени.

41-42

Общественное движение
при Александре II и
политика правительства.

2

Частичнопоисковая
деятельность

Определять
изменения,
произошедшие в
сознании и образе
жизни, культуре
русского народа.

43-44

Национальная и
2
религиозная политика
Александра II.
Национальный вопрос в
Европе и в России.
Внешняя политика
2
Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878
гг.

Работа с
учебником,
составление
плана
ответа

Имеют
целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
народов, культур,
религий
Проявляют
устойчивый
учебнопознавательный
интерес к новым
общим способам
решения задач
Осознание своей
идентичности как
гражданина
страны.

Александр III: особенности
внутренней политики.

Индивидуальная
работа

Давать оценку
изучаемого
периода русской
истории.

45-46

47-48

2

Работа с
учебником,
составление
плана
ответа

Определять
задачи,
направления в
области
управления.
Определять
изменения,
произошедшие в
положении
России.

Определять
особенности
своеобразие
российского
абсолютизма.
Использовать
репродукции
картин
художников при
рассказе об
исторических
событиях.
Вести диалог с
товарищем
по
заданию,
предложенному
учителем.

Выделять и
объяснять
понятия и
термины.

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Вести диалог с
товарищем
по
заданию,
предложенному
учителем.

Выделять и
объяснять
понятия и
термины.

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Систематизиров
ать
исторический
материал в виде
схемы.

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Вести диалог с
товарищем по
заданию,
предложенному
учителем.

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.
Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Выделять и
объяснять
понятия и
термины.

Формулировать
и обосновывать
выводы.

49-50

Перемены в экономике и
социальном строе

2

Работа с
учебником,
составление
плана
ответа.

Давать
оценку
изучаемого
периода русской
истории.

Определять
изменения,
произошедшие в
положении
дворян, крестьян.

51-52

Общественное движение в
1880-х — первой половине
1890-х гг.

2

Работа в парах

Давать
оценку
изучаемого
периода русской
истории.

Формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

53-54

Национальная и
религиозная политика
Александра III.

2

Излагать
собственные
суждения, делать
выводы

Описывать новые
явления
в
развитии
сельского
хозяйства
и
промышленности.

55-56

Внешняя политика
Александра III.

2

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

57-58

Культурное пространство
империи во второй
половине XIX в.

2

Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.

Работа в парах

Проектная
деятельность

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

Составлять
рассказ,
извлекая
необходимую
информацию из
документов,
помещенных в
учебнике.
Составлять
рассказ,
извлекая
необходимую
информацию из
документов,
помещенных в
учебнике.
Выявлять
существенные
черты
исторических
процессов,
явлений
и
событий.
Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Объяснять
понятия и
термины.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Объяснять
изученные
положения
конкретных
примерах.

на

Рассказывать о
основных
направлениях и
итогах

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

59-60

Повседневная жизнь
разных слоёв населения в
XIX в.

2

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

61-62

Россия и мир на рубеже
XIX—XX вв.: динамика
и противоречия развития.

2

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

63

Социально-экономическое
развитие страны на рубеже
XIX—XX вв.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

64

Николай II: начало
правления. Политическое
развитие страны в 1894—
1904 гг.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

65

Внешняя политика
Николая II. Русскояпонская
война 1904—1905 гг.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

66

Первая российская
революция и политические
реформы 1905—1907 гг.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

67

Социально-экономические
реформы П. А. Столыпина.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

68

Политическое развитие
страны в 1907—1914 гг.

1

Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирован
ную самооценку
своих успехов в
учебе

Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

Систематизиров
ать информацию
в виде краткого
конспекта.
Применять
приёмы
исторического
анализа при
работе с текстом

Анализировать,
сопоставлять и
оценивать
содержащуюся в
различных
источниках
информацию.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и
много конфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и много
конфессиональном Российском государстве.

Характеристика основных видов деятельности:
1. Индивидуальная форма предполагает, что каждый обучающийся получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в
соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами
индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе
и докладов, выполнение проектов и т. д.
2. Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна
при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. исключительно
эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов.
Видами групповой формы деятельности являются: игровая, работа в парах и иных
группах, мозговой штурм и т.д.
3. Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и
объяснительно иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и
творческими заданиями.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных
ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические
знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая
же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за
подробное исправление и дополнение другого ученика;
«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение,
недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но
содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и
умения;
«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно
самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в
выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«2» - главное содержание не раскрыто.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».