Рабочая программа по географии, 8 класс

Рабочая программа
8 класс
Пояснительная записка
Программное обеспечение:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021г.).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от
17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577, приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 г. № 712).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ
Министерства просвещения российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766).
6. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В.
Николина А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы Москва «
Просвещение» 2014г
7. Устав МАОУ СОШ № 1.
8. Основная образовательная программа основного общего образования, программа
воспитания МАОУ СОШ № 1.
Данная рабочая программа определяет содержание предмета основной школы и
отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической
подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса
пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях:
планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 8 классе формирует в основном региональные
представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки
и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание
блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы
направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего
потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников,
осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в
системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для
реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа —
комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население
— хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География.
Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового
1

географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при
изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая
особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий
потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма,
духовной и нравственной сферы учащихся.
В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе
экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках
географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» —
сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного
изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой
цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть
направлено на решение следующих задач.
Задачи:
• сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе
комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,
• населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте
мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и
специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
• сформировать представления о географических особенностях природы, населения и
экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
• сформировать представления о географических аспектах современных социальноэкономических и экологических проблем страны;
• продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы,
способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском
пространстве;
• продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и
истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент
содержания образования.
Содержание предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную
практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебнопознавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала,
повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Среди результатов освоения программы должны быть выделены проверяемые на
итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные,
обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых
исследований.
Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня
учебных действий.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная
деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять
характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость,
анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении
обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии –
основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов
обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает
обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой
частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового
материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

2

Требования к результатам обучения
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе
освоения курса в 8 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за
курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а
также ГИА и ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным
предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов
деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески
изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже
требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
Предметные результаты обучения:
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить
знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы,
населения разных территорий; о своей Родине:
1.Называть и показывать:
—предмет изучения географии России;
—основные средства и методы получения географической информации;
—субъекты Российской Федерации;
—пограничные государства;
—особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских
и сухопутных границ России;
—границы часовых поясов;
—основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные
территории;
—климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
—распределение рек страны по бассейнам океанов;
—основные области современного оледенения и крупные ледники;
—зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах
и регионах;
—основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального
использования;
—важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры:
промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые,
рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и
депрессивные;
—народы, наиболее распространенные языки, религии;
—примеры рационального и нерационального размещения производства;
—объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
—районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи,
наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
—экологически неблагополучные районы России;
—маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2.Определять (измерять):
—географическое положение объектов;
—разницу в поясном времени территорий;
—погоду по синоптической карте;

3

—параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным
источникам информации.
3.Описывать:
—географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его
виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
—образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового
промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного
строительства;
—особенности быта и религий отдельных народов.
4.Объяснять:
—роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических
проблем страны;
—влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни
населения России;
—образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее
крупных месторождений полезных ископаемых;
—образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние
погоды, образование смога;
—влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
—как составляют прогноз погоды;
—распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных
комплексов и освоение территории человеком;
—почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира
природных зон;
—причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на
территории страны;
—разнообразие природных комплексов на территории страны;
—различия в естественном приросте населения, темпах роста и уровня урбанизации
отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм
городского и сельского расселения;
—изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и
отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства
и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
—особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их
социально-экономического развития;
—роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
—уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
—причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
—особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной
деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в
разных географических условиях.
5. Оценивать и прогнозировать:
—природно-ресурсный потенциал страны, региона;
—экологическую ситуацию в стране, регионе;
—изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием
природных и антропогенных факторов;
—изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского
населения, развитие
—системы городских поселений;
—развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

4

Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные (учебно-организационные):
•Ставить учебные задачи,
•Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
•Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
•Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями.
•Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
•Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
•Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
•Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
•Систематизировать информацию;
•Структурировать информацию
•Определять проблему и способы ее решения;
•Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
•Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
•поиск и отбор необходимых источников
•представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
•работа с текстом и вне текстовыми компонентами:
•составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления
•перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
•использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными
задачами;
•составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны обладать:
•
Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей
этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; чувством ответственности и долга
перед Родиной;
•
Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;
•
Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития
науки и общественной практики;
•
Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5

•

•
•
•

Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях;
Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
Эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия
народов России.

Место учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов
68 часов (2 раза в неделю) - 8 класс.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих
географических закономерностей, теорий, гипотез в старшей школе.

Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Географическое положение России (5 ч)
Природа и человек (62 ч) :
1. Рельеф и недра (4 ч)
2. Факторы формирования климата (5 ч)
3. Богатство внутренних вод (3 ч)
4. Понятие «почва (4 ч)
5. Живая природа (6 ч)
6. В природе все взаимосвязано (3 ч)
7. Природно-хозяйственные зоны (6 ч )
8. Природопользование и охрана природы (4 ч )
9. Население России (16 ч)
10.
География Пермского края (10 ч)
11.
Резерв (1 ч)

Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник: Алексеев А.И, Низовцев В. А.: География России. Природа. Население. 8

класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Издательский центр
«Дрофа», 2018.
2. Географический атлас. 8 класс, М.:Дрофа, 2018.
3. Контурные карты. 8 класс. - М.: Дрофа, 2018.

6

Календарно-тематическое планирование курса географии 8 класс
№ Тема урока
п.п

Элемент
содержания

Планируемые результаты
предметные
личностные

метапредметные

Дом.
Зад.

Дата

Время

1.

Введение
в
курс Что и с какой целью
«География России»
изучают в курсе
«География России»

Знать
Источники
страноведческой
информации.

сформировать основу
саморазвития и
самовоспитания

Углубление учебноинформационных
умений, работа с
различными
источниками
информации

С.4
Рисуют
картосхему окружающего
мира;
анализируют
повседневную
жизнь с точки
зрения
географии

35 мин

2.

Мы и наша страна
на карте мира

Виды географического
положения: природно-географическое
(физикогеографическое),
математикогеографическое,
экономикогеографическое,.

Выявлять уровни
географического
положения на основе
анализа
иллюстративных
материалов
учебника.

Выявлять
последовательность
изучения
географических
объектов на основе
иллюстративных
материалов
учебника.

§1,
вопросы и
задания на с. 7

35 мин

3

Учимся с «Полярной
звездой»

Географическое
положение,
климатические

Обсуждать примеры
природных,
политических,
социальноэкономических и
других событий,
иллюстрирующих
изменения разных
видов
географического
положения страны со
временем
Формирование
знаний о
зависимости

Выявлять влияние
ГП России на её
климат и жизнь

Сравнивать
географическое
положение своего

§2
вопросы 1 – 5
стр.9

35 мин

7

4

Россия на карте
часовых поясов.

5

Как
ориентироваться по
карте России

условия России.

климатических
условий от
географического
положения; об
изотермах января; о
влиянии на климат
удалённости или
близости морей.

россиян. Читать «
мировую карту
холода».

Особенности
экономикогеографического и
транспортногеографического
положения России.
Отрицательные и
положительные
аспекты современных
экономикогеографического и
транспортногеографического
положения, их
влияние на хозяйство
и жизнь населения
Основные природные
ориентиры на карте.
Районирование.
Принципы и виды

Характеризовать
экономикогеографическое
положение России на
микро- и мезоуровне.
Определять по
политической карте
соседей России 1-го
порядка
(пограничные
государства), 2-го и
3-го порядка.

Выявлять роль
пограничных
государств и стран
СНГ во внешней
торговле России,
определять долю
отдельных стран
СНГ во внешней
торговле

Формирование
знаний о крупных
природных объектах
России, о природных,

Ориентироваться по
карте относительно
крупных природных
объектов и объектов,

района с более
северным и более
южным районамисоседями.
Оценивать выгоды
ГП России.
Работать с
Интернетресурсами.
Высказывать и
отстаивать своё
мнение.
Наносить на
контурную карту
пограничные
государства России,
страны СНГ.

Сопоставлять
информацию из
разных источников.
Выявлять

§3,
вопросы и
задания на с. 13

35 мин

§4,
Зад.8 в тетр
стр.17

35 мин

8

6

Формирование
территории России

районирования
России.
Географические,
природные и
экономические
районы.
Административнотерриториальное
деление России.
Федеративное
устройство, субъекты,
округа России.

географических и
экономических
районах; о
современном
административнотерриториальном
устройстве страны; о
принципах
районирования; о
федеративном
устройстве страны, о
субъектах РФ, их
равноправии и
разнообразии, о
федеральных округах

созданных
человеком.
Определять субъекты
РФ и их столицы по
политикоадминистративной
карте РФ; состав и
границы
федеральных
округов. Наносить на
К/К субъекты РФ, их
столицы и центры.
Обозначать на К/К
границы
федеральных
округов, пописывать
их названия и
центры.

специфику разных
видов
районирования.

Геополитическое,
этнокультурное и
экологогеографическое
положение России.
Отрицательные и
положительные
аспекты
географического
положения страны, их
влияние на природу,
хозяйство и жизнь
населения

Обсуждать и
оценивать
современное
геополитическое
положение России на
основе анализа
текста и
иллюстративных
материалов
учебника.

Определять регионы
и факторы,
оказывающие
неблагоприятное
воздействие на
экологическую
ситуацию в России.
Обсуждать роль
природы России в
поддержании
равновесия
природной среды в

На основе
дополнительных
источников
географической
информации
подготавливать
мини-сообщения о
странах, имеющих
территориальные
претензии к России.
Обсуждать, в чём
заключаются
территориальные

§ 5,
Зад.7 в тетр
стр.21

35 мин

9

7

Наше национальное Природно-ресурсный
богатство
и капитал России.
наследие.
Всемирное природное
и культурное наследие

8

Численность
населения

Численность населения
России. Естественный
прирост.
Демографический
кризис. Сокращение
численности населения
России.

Формирование
знаний о
национальном
богатстве России; об
особенностях
природных ресурсов
и их основных видах;
о Всемирном
природном и
культурном наследии
Формирование знаний
о численности
населения России; о
естественном
приросте и об
отрицательном ЕП как
проблеме РФ; о
темпах роста
численности
населения в разные
исторические
периоды; о
демографическом
кризисе и
демографических
потерях в 20 веке.

Северном полушарии

претензии.

Оценивать
национальное
богатство страны и
её природно ресурсный капитал.
Наносить на К/К
объекты природного
и культурного
наследия России.

Подготавливать и
обсуждать
презентации об
объектах
природного и
культурного
наследия (по
выбору)

§ 6,
Зад.7 в тетр
стр.25

35 мин

Определять место
России в мире по
численности
населения на основе
анализа
статистических
данных. Определять и
сравнивать показатели
ЕП населения в
разных частях страны,
в своём регионе на
основе анализа
статистических
данных. Определять и
сравнивать показатели
ЕП населения России
в разных частях
страны, в своём
регионе по
статданным.
Наблюдать динамику

Строить и
анализировать
график изменения
численности
населения в своём
регионе.
Прогнозировать
темпы роста
населения РФ и её
отдельных
территорий.
Интерпретировать и
обобщать
информацию.

§7
Зад.6 в тетр
стр.31,

35 мин

10

численности
населения на основе
анализа графика
«Темпы роста
населения».

9

Воспроизводство
населения

Воспроизводство
населения и его
особенности. Типы
воспроизводства.
Особенности
воспроизводства
населения в различных
районах России

Формирование знаний
и понятий о об
особенностях
воспроизводства
населения России, о
традиционном и
современном типах
воспроизводства; об
особенностях
воспроизводства
населения в
различных районах
страны.

Анализировать график
рождаемости и
смертности населения
России в 20 веке.
Устанавливать
причинноследственные связи.

10

Наш
«демографический
портрет»

Демографическая
ситуация. Половой и
возрастной состав
населения России.
Половозрастная
пирамида. Средняя
продолжительность
жизни.

Формирование знаний
о своеобразии
половозрастной
структуры населения
России и факторах, её
определяющих; о
демографической
ситуации в России и
её регионах; о средней
продолжительности
жизни.

Выявлять факторы,
определяющие
соотношение мужчин
и женщин разных
возрастов. Определять
половой и возрастной
состав населения по
статистическим
данным

Сравнивать
особенности
традиционного и
современного типов
воспроизводства
населения;
показатели
воспроизводства
населения в разных
регионах страны с
показателями
воспроизводства
населения других
стран мира.
Строить логическое
рассуждение и
устанавливать связи
и обобщения на
примере карт и
диаграмм.
Подготавливать и
обсуждать
презентации,
сообщения о
факторах, влияющих
на среднюю
прогнозируемую

§8,
Зад.7 устно
стр.35

35 мин

§9,
Зад.8 устно
стр.39

35 мин

11

11

Учимся с «Полярной
звездой»- урок исследование

Половозрастной состав
населения России

Этнос. Этническая
территория.
Национальный состав.
Языковая семья.
Языковая группа. Язык
межнационального
общения. География
религий.

12

Мозаика народов

Формирование
умений определять
половозрастной
состава основе
анализа
половозрастной
пирамиды регионов
России.
Формирование знаний
о народах и религиях
России; об этнических
территориях и
этнической структуре
регионов; о
национальном составе
РФ;о языковых семьях
и группах; об
особенностях
географии религий в
России.

Сравнивать
половозрастные
пирамиды разных
территорий России,
своего региона.

Определять по
статданным
крупнейшие по
численности народы
РФ. Определять по
карте особенности
размещения народов
РФ. Сопоставлять
географию
крупнейших народов с
политикоадминистративным
делением РФ.
Определять основные
языковые семьи и
группы народов РФ.
Определять
современный
религиозный состав
населения. Наносить
на К/К крупнейшие

продолжительность
жизни мужчин и
женщин в России и
других странах.
Строить логическое
рассуждение,
устанавливать
причинноследственные связи.

Формировать
осознанное,
доброжелательное
отношение к языкам,
традициям,
ценностям народов
России. Осознавать
свою этническую
принадлежность.

§10
вопр 1 – 3
стр.41

35 мин

§11
вопр. 1 – 6
стр.45

35 мин

12

религиозные центры
православия, ислама и
буддизма.

13

Географические
особенности
размещения населения
России. Зона очагового
заселения. Плотность
населения России. Роль
крупных городов в
размещении населения

Формирование знаний
о географических
особенностях
размещения населения
России; о зоне
очагового заселения, о
плотности населения
России; о роли
крупных городов
размещении
населения

Выявлять факторы,
влияющие на
размещение населения
страны. Выявлять по
различным
тематическим картам
закономерности
размещения населения
РФ. Анализировать
карту плотности
населения, выделять
территории с
наиболее высокой и
низкой плотностью
населения.
Сопоставлять
показатели плотности
населения своего и
других регионов.
Наносить на К/К
главную полосу
расселения и
хозяйственного
освоения, зону
Севера.

Строить логическое
рассуждение и
устанавливать связи
на примере разных
источников
информации

§12
зад.6 в тетр
стр.49

35 мин

Типы поселений.
Города и сельские
поселения.
Урбанизация.

Формирование знаний
о типах поселений, об
особенностях
городских и сельских

Определять типы
поселений РФ и
своего региона
проживания.

Обсуждать
социальноэкономические и
экологические

§ 13
зад.6 в тетр.
стр.53

35 мин

Размещение
населения

14

Города и сельские
поселения.Урбанизац
ия

13

15
Миграции населения

Городской и сельский
образ жизни. Городские
агломерации. Типы
городов России.
Сельская местность.
Функции сельской
местности. Сельская
местность как зона
рекреации

поселений; о процессе
урбанизации и её
влиянии на
окружающую среду, о
типах городов и
городских
агломерациях; о
функциях сельской
местности.

Характеризовать
различия городского и
сельского образа
жизни. Определять и
сравнивать показатели
соотношения
городского и
сельского населения в
разных частях страны
по статистическим
данным. Выявлять
особенности
урбанизации в России.
Определять
территории с самыми
низкими и высокими
показателями
урбанизации по
тематической карте.
Определять типы
городов РФ, своего
региона по
численности
населения, функциям,
роли и жизни страны.
Наносить на К/К
крупнейшие города и
агломерации страны.

проблемы крупных
городов. Определять
типы сельских
поселений по числу
жителей, внешнему
облику, роли в
хозяйстве страны.

Миграции: причины,
направления и их типы.
Мигранты.
Миграционный

Формирование знаний
о причинах, типах и
направлениях
миграций; об

Определять типы и
причины внутренних
и внешних миграций,
основные направления

Интерпретировать и
обобщать
информацию. При
работе в группе

§14
зад.8 и 9 устно
стр.57

35 мин

14

16

Россияне на рынке
труда

прирост. Миграции –
этнический процесс.

основных
направлениях
миграционных
потоков на разных
этапах развития
страны; о показателях
миграционного
прироста для
отдельных территорий
России.

современных
миграционных
потоков на
территории РФ по
карте, территории с
наиболее высокими
показателями
миграционного
прироста и убыли по
статданным. Выявлять
на основе анализа
карты влияние
миграций на
изменение
численности
населения регионов
РФ.

обмениваться
важной
информацией,
высказывать и
отстаивать своё
мнение, участвовать
в беседе
Подготавливать и
обсуждать
презентации,
сообщения об
основных
направлениях
миграционных
потоков.

Трудовые ресурсы.
Трудоспособный
возраст. Экономически
активное население.
Безработица. Рынок
труда. Человеческий
капитал

Формирование знаний
о трудовых ресурсах и
экономически
активном населении, о
неравномерности
распределения
трудоспособного
населения, о
географии и причинах
безработицы; о рынке
труда РФ и своего
родного края; о
человеческом
капитале как главном
богатстве страны.

Анализировать схему
состава трудовых
ресурсов и
экономически
активного населения
РФ. Сравнивать по
статданным величину
трудоспособного и
экономически
активного населения
страны и других
стран. Выявлять
особенности рынка
труда своего места
жительства.

Уметь применять
схемы для
объяснения сути
процессов и явлений.
При работе в группе
обмениваться
важной
информацией,
участвовать в беседе.

§15
вопр 1 – 5
устно стр.61

35 мин

15

17

История развития
земной коры

18

Рельеф:
тектоническая
основа

Строение земной коры.
Геологическое
летоисчисление.
Геологические карты.
Геохронологическая
шкала. Эпоха
складчатости.

Формирование знаний
об истории развитии
земной коры, о
геологическом
летоисчислении, о
геохронологической
таблице или шкале; об
эпохах складчатости и
геологической карте.

Определять основные
этапы формирования
земной коры на
территории РФ по
геологической карте и
геохронологической
таблице. Определять
по карте возраст
наиболее древних
участков, в какие
эпохи складчатости
возникли горы
России.

Уметь планировать
последовательность
и способ действий
при работе с
картографической,
текстовой и
табличной
информацией.
Строить логическое
рассуждение и
устанавливать связи
и обобщения.

§ 16
вопр 1 – 5
устно стр.65

35 мин

Геосинклинали и
платформы. Щит.
Плита. Влияние
внутренних сил на
формирование рельефа.
Области современного
горообразования,
землетрясений и
вулканизма.
Тектонические
структуры.

Формирование знаний
о рельефе как
тектонической основе,
о влиянии внутренних
сил на формирование
рельефа; об областях
современного
горообразования,
землетрясений и
вулканизма; о
геосинклиналях и
платформах, щитах и
плитах; об основных
формах рельефа и
особенностях их
распространения на
территории страны; о
связи рельефа с
тектоническим

Определять
особенности рельефа
России по физической
карте. Наносить на
К/К основные формы
рельефа страны.
Определять основные
тектонические
структуры по
тектонической карте
РФ. Выявлять
зависимость между
тектоническим
строением и рельефом
по физической и
тематической картам.
Составлять описание
рельефа по карте.

Строить логическое
рассуждение,
высказывать и
отстаивать своё
мнение.

§ 17
вопр 1 – 5
устно стр.71

35 мин

16

Выветривание. Виды
выветривания. Эрозия.
Денудация.
Оледенение.
Многолетняя мерзлота.

19

Рельеф: скульптура
поверхности.

20

Ресурсы земной коры

Полезные ископаемые
России. Зависимость
между тектоническим
строением, рельефом и
размещением основных
групп полезных
ископаемых. Рудные и
нерудные полезные
ископаемые, основные
месторождения
полезных ископаемых и
проблемы их

строением
территории.
Формирование знаний
о влиянии внешних
сил на рельеф России,
о процессах
выветривания и
эрозии; о древнем и
современном
оледенении; о
многолетней
мерзлоте; о влиянии
человеческой
деятельности на
рельеф и ей
последствия; о
закономерностях
формирования
рельефа и его
современном
развитии.
Формирование знаний
о полезных
ископаемых России, и
их видах; об основных
месторождениях и
проблемах
рационального
использования; о
зависимости
размещения полезных
ископаемых с
рельефом и строением

Выявлять внешние
процессы,
оказывающие влияние
на формирование
рельефа страны,
взаимосвязь внешних
и внутренних
процессов,
формирующих
рельеф. Определять
по карте основные
центры оледенений,
районы
распространения
многолетней
мерзлоты

Объяснять влияние
человеческой
деятельности на
рельеф. Определять
и объяснять
особенности рельефа
своего региона.
Устанавливать
причинноследственные связи.
Выделять основную
идею текста, делать
выводы.

§18
вопросы стр.75

35 мин

Выявлять зависимость
между размещением
полезных ископаемых
и строением земной
коры на основе
сравнения и
сопоставления
физической карты и
карты строения
земной коры.
Наносить на К/К
месторождения

Подготавливать
презентации,
сообщения о
различных видах
стихийных явлений
и правилах
безопасного
поведения в
ситуациях,
связанных с их
проявлениями.

§ 19
зад.7 в тетр
стр.79

35 мин

17

21

Учимся с «Полярной
звездой»урокпрактикум

использования

земной коры; о
природных явлениях,
связанных с земной
корой.

полезных
ископаемых. В паре с
одноклассником
формулировать
экологические
проблемы, связанные
с добычей полезных
ископаемых.
Определять
территории
распространения
стихийных природных
явлений по
физической и
тематической картам.
Объяснять
взаимосвязь между
особенностями
литосферы, жизнью и
хозяйственной
деятельностью
населения России.

Систематизация
информации о
полезных ископаемых
России.

Систематизировать
информацию об
основных районах и
месторождениях
полезных ископаемых
России

Анализировать и
систематизировать
информацию о
полезных ископаемых
России и проблемах
их рационального
использования.

Подготавливать и
обсуждать
презентации,
доклады, сообщения,
аналитические
справки, статьи
Работать
индивидуально или в
группе, обсуждать
полученные

§ 20
задания на
стр.80

35 мин

18

22

Солнечная радиация.

23

Атмосферная
циркуляция

24

Зима и лето в нашей
северной стране.

Солнечная радиация.
Прямая радиация.
Рассеянная радиация.
Суммарная радиация.
Радиационный баланс.
Изменение солнечной
радиации по сезонам
года.

Воздушные массы над
территорией России, их
типы. Западный
перенос ВМ. Влияние
соседних территорий на
климат России.
Атмосферный фронт:
тёплый и холодный.
Циклон и антициклон.

Сезонность климата.
Континентальность
климата. Распределение

Формирование знаний
о климате и
климатических
ресурсах, о факторах,
определяющих климат
России; о солнечной
радиации, суммарной
радиации и
радиационном
балансе; о
зависимости
поступления
солнечной радиации
от широты местности
и сезона года.
Формирование знаний
о воздушных массах и
их типах над
территорией страны; о
западном переносе
ВМ и влиянии
соседних территорий
на климат России; об
атмосферных
фронтах, циклонах и
антициклонах.

Выявлять факторы,
определяющие климат
России,
закономерности
распределения
солнечной радиации
по территории страны.
Определять по картам
количество
суммарной солнечной
радиации и
радиационного
баланса для разных
городов и районов РФ.

Формирование знаний
о влиянии на климат
России её

Выявлять факторы,
определяющие климат
России. Раскрывать

Выявлять типы
воздушных масс,
влияющих на климат
России. Наблюдать за
изменениями
воздушных масс в
своём регионе и своей
местности. Объяснять
влияние соседних
территорий на климат
России.

результаты
Анализировать
карту, объяснять
изменение
количества
солнечной радиации
в зависимости от
географической
широты и сезонов
года. Высказывать
своё мнение.

Объяснять
причинноследственные связи
возникновения
циклонов и
антициклонов.
Наблюдать за
изменениями погоды
в своём регионе при
приближении и
прохождении тёплых
и холодных фронтов,
циклонов и
антициклонов.
Строить логическое
рассуждение и
устанавливать связи

§21
зад.10 в тетр.
стр.85

35 мин

§22
вопр 1 – 7
стр.89

35 мин

§23
вопр 1 – 7
стр.95

35 мин

19

25

Учимся с «Полярной
звездой»
урокпрактикум

температуры воздуха и
осадков. Синоптическая
карта.

географического
положения и морских
течений; о
климатических
особенностях зимнего
и летнего периодов; о
синоптической карте

влияние ГП и морских
течений на климат
РФ. Определять по
картам климатические
показатели для
различных
населённых пунктов и
своего региона..

и обобщения на
примере карт

Климатические пояса и
типы климатов России

Оценка
климатических
условий России на
основе анализа
различных
источников
информации.

Анализировать карту
климатических поясов
и областей РФ.
Выявлять
закономерности
распределения
климатических
показателей в
зависимости от
климатических
поясов. Определять по
карте районы
распространения
разных типов климата.
Обозначать на К/К
границы
климатических
поясов, пункты, в
которых были
зафиксированы самая
высокая и самая
низкая температуры
воздуха; самое
большое и самое

Анализировать
график, выявлять
особенности
распределения
температуры и
осадков в своём
регионе.
Планировать способ
действий при работе
с картами и текстом.
Устанавливать связи
и обобщения

§24
зад на стр.98

35 мин

20

маленькое количество
осадков. Определять
тип климата по
описанию. Составлять
характеристику
климатической
области..
Комфортность климата.
Способы адаптации.
Влияние климата на
сельское хозяйство.
Коэффициент
увлажнения.
Агроклиматические
ресурсы. Климат и
хозяйственная
деятельность людей.

26

Как мы живём и
работаем в нашем
климате.

Формирование знаний
о влиянии климата на
жизнь и здоровье
человека, о
взаимосвязи климата
и хозяйственной
деятельности людей, о
неблагоприятных
климатических
явлениях; о способах
адаптации к
различным
климатическим
условиям на
территории страны; о
влиянии климата на
сельское хозяйство, об
агроклиматических
ресурсах и
коэффициенте
увлажнения; о
неблагоприятных
климатических
явлениях.

Оценивать
климатические
условия отдельных
регионов страны с
точки зрения их
комфортности для
жизни и
хозяйственной
деятельности людей.
Выявлять по карте
территории с
наиболее и наименее
благоприятными
условиями для
проживания. .
Анализировать карту
«Агроклиматические
ресурсы». Выявлять
особенности
распространения
неблагоприятных
климатических
явлений и
систематизировать
знания о них в

Оценивать
климатические
условия отдельных
регионов страны с
точки зрения их
комфортности для
жизни и
хозяйственной
деятельности людей.
Создавать и
обсуждать
презентации о роли
методов изучения и
прогнозирования
климатических
явлений в жизни и
деятельности людей.
Обсуждать
проблемы изменения
климата под
влиянием
естественных и
антропогенных
факторов.

§25
зад.8 в тетр
стр103

35 мин

21

таблице.

27

Наши Моря

Отличие моря от
океана. Особенности
российских морей.
Ресурсы морей и их
использование.
Рекреационное
значение морей.
Экологические
проблемы морей
Северный морской
путь.

Режим реки. Расход
воды. Водоносность
реки. Типы питания.
Годовой сток. Падение
и уклон реки. Речная
система. Водораздел.

28

Реки России

Формирование знаний
о морях, омывающих
Россию; об отличии
моря от океана, об
особенностях
российских морей, о
ресурсах морей и их
использовании, о
рекреационном
значении и
экологических
проблемах морей; о
роли и значении
Северного морского
пути.
Формирование знаний
о внутренних водах на
территории страны; о
важнейших
характеристиках реки,
о зависимости
падения и уклона реки
от рельефа, питания и
режима от климата; об
особенностях рек
России; о
принадлежности рек к
бассейнам океанов и
области внутреннего
стока; об опасных
явлениях, связанных с

Выявлять особенности
морей России.
Наносить на К/К моря,
омывающие берега
России, Северный
морской путь,
крупные порты.
Составлять описание
моря по плану.
Сравнивать моря на
основе физической
карты.

Подготавливать и
обсуждать
презентации о
природе российских
морей и об их
экологических
проблемах, о
значении для России
Северного морского
пути.

Определять состав
внутренних вод на
территории РФ,
падение и уклон рек
России (по выбору),
типы питания, режим,
годовой сток,
принадлежность к
бассейнам океанов по
тематическим картам.
Наносить на К/К
речные системы и их
водоразделы
Выявлять зависимость
между режимом,
характером течения

Подготавливать и
обсуждать
презентации,
сообщения, справки
об опасных
явлениях, связанных
с водами, и их
предупреждение.
Использовать
инструменты и
технические
средства
информационных
технологий.

35 мин

§26
зад 6 и 7 в к/к
стр107

§27
зад 8 стр 111 в
к/к

35 мин

22

29

водами

рек, рельефом и
климатом по
тематическим картам.
Составлять описание
реки по типовому
плану(по выбору).

Озёрный край. Болота.
Подземные воды.
Артезианские
бассейны. Ледники.
Внутренние воды и
водные ресурсы своего
региона.

Формировать знания
об озёрах России и
закономерностях их
размещения; о
крупнейших озёрах
страны и их
происхождении; о
болотах, их
происхождении, видах
и значении; о
подземных водах,
артезианских
бассейнах; о
ледниках, их
происхождении, видах
и значении; о водных
ресурсах своего края.

Определять типы озёр
по происхождению
озёрных котловин,
солёности, размерам.
Наносить на К/К
крупные озёра России.
Определять по
физической карте и
тематическим картам
и наносить на К/К
основные районы
распространения
болот, горного и
покровного
оледенений,
многолетней
мерзлоты. Составлять
описание озера по
типовому плану (по
выбору).

Уметь планировать
последовательность
и способ действий
при работе с
картографической и
текстовой
информацией.
Обмениваться
важной
информацией,
участвовать в беседе.

§28
зад 7 стр 115 в
к/к

35 мин

Торговые пути. Каналы.
Единая глубоководная
система европейской
части России. Морские
пути сообщения.
Морской порт

Формировать знания о
значении и роли рек в
жизни общества; об
использовании рек
человеком и охране
речных вод; о

Оценивать
обеспеченность
водными ресурсами
страны и своего
региона. Определять
особенности , пути

Подготавливать и
обсуждать
презентации о роли
рек в жизни человека
и развитии хозяйства
России, своего

§29
зад 7 и 8 стр
119 в к/к

35 мин

Где спрятана вода

30
Водные дороги
перекрёстки

и

23

31

Учимся с «Полярной
звездой» - урокпрактикум

Преобразование рек
человеком.
Водохранилища.
Строительство ГЭС.
Экологические
проблемы.

Почва. Почвенные
ресурсы. Строение
почвы. Механический
состав и структура
почвы.

32

Почва – особое тело

неравномерности
распределения водных
ресурсов, росте
потребления и
загрязнении; об
единой
глубоководной
системе европейской
части России, о
морских путях и
крупнейших морских
портах страны.
Формирование знаний
о степени
преобразования рек
человеком; о значении
водохранилищ; об
особенностях
строительства ГЭС и
экологических
проблемах, связанных
с их эксплуатацией.
Формирование знаний
о почве как об особом
природном теле; о
строении,
механическом составе
и структуре почвы; о
факторах
почвообразования;
основных типах почв,
их свойствах,
различиях в

охраны и
рационального
использования
внутренних вод.
Наносить на К/К
крупнейшие морские
порты России.

региона.
Высказывать и
отстаивать своё
мнение, делиться
информацией.

Систематизировать
информацию о
преобразовании рек
человеком и его
деятельностью.
Устанавливать
причинноследственные связи.

Формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё
мнение. При работе в
паре или группе
обмениваться
важной
информацией,
участвовать в
обсуждении
Подготавливать и
обсуждать
презентации,
сообщения об
изменении почв в
ходе их
хозяйственного
использования.

Определять
механический состав
и структуру почв, их
различие. Выделять на
типовой схеме
почвенного профиля
основные слои почвы,
их особенности.
Выявлять основные
факторы
почвообразования.

§30
вопросы
стр.121

35 мин

§31
вопросы
стр.125

24

33

Северные
безлесные зоны

34

Лесные зоны

Зоны арктических
пустынь, тундры и
лесотундры.
Особенности
географического
положения. Климат.
Растительный и
животный мир. Занятия
населения.
Экологические
проблемы.

Россия – лесная
держава. Климат.
Растительный и
животный мир. Занятия
населения. Зоны тайги,
смешанных и
широколиственных
лесов и их особенности

плодородии; о
зональности почв и
размещении основных
типов почв на
территории России; об
особенностях почв
своего края.

Определять по
тематической карте
главные зональные
типы почв и
закономерности их
распространения.
Наносить на К/К
основные типы почв
России.

Формирование знаний
о природных зонах, о
природных ресурсах
зон, их использовании
и экологических
проблемах; об
особенностях зон
арктических пустынь,
тундры и лесотундры,
об их климатических
условиях,
органическом мире,
занятий населения и
экологических
проблемах.
Формирование знаний
о тайге,смешанных и
широколиственных
лесах России; о
значении леса для
человека и хозяйства
страны; об
особенностях, ГП,

Выявлять особенности
географического
положения, климата,
растительного и
животного мира,
занятий населения
природных зон.

Подготавливать и
обсуждать
презентации,
сообщения

§32, вопросы и
задания на
с. 131

Сравнивать
географическое
положение природных
зон.

Подготавливать и
обсуждать
презентации об
особо охраняемых
территориях лесных
зон.

§33, вопросы и
задания на
с. 135

35 мин

25

35

Степи и лесостепи

36

Южные
зоны

безлесные

Степная и лесостепная
зона – главные
сельскохозяйственные
районы страны.
Значение АПК степной
зоны.

Зоны пустынь и
полупустынь и их
особенности. Климат.
Растительный и
животный мир. Занятия
жителей этих зон.
Волго - Ахтубинская
пойма – оазис
полупустынной и
пустынной зон.

климате и
органическом мире
смешанных и
широколиственных
лесов; о занятиях
населения лесной
зоны, охране лесных
ресурсов РФ
Формирование знаний
об особенностях, ГП,
климате почвах,
растительном и
животном мире степей
и лесостепей; о
значении АПК
степной зоны для
страны, об
экологических
проблемах.
Формирование знаний
об особенностях, ГП,
климате,
растительном и
животном мире
пустынь и
полупустынь; о
занятиях населения и
экологических
проблемах
полупустынь

Сравнивать
географическое
положение природных
зон.

Подготавливать и
обсуждать
презентации об
особо охраняемых
территориях степных
зон.

§34, вопросы и
задания
на с. 139

35 мин

Определять
особенности
распространения
антропогенных
ландшафтов и
выявлять
экологические
проблемы зон,
связанных с
основными видами
хозяйственной
деятельности.

Отбирать и
анализировать
необходимую
информацию, делать
выводы.

§35
вопросы и
задания на
с.143

35 мин

26

37

Субтропики.Высотн
ая поясность в горах

38

Учимся с «Полярной
звездой»- закрепление
и коррекция знаний

Зона субтропиков.
Степень освоения зоны.
Особенности климата,
растительный и
животный мир.
Высотная поясность.
Жизнь и хозяйство в
горах

Формирование знаний
об особенностях ГП,
климатических
условий,
растительного и
животного мира
субтропиков и горных
районов; об
особенностях жизни и
деятельности людей в
горах; о взаимосвязях
между компонентами
природы в различных
природных зонах.

Формирование знаний
об особенностях ГП,
климатических
условий,
растительного и
животного мира
субтропиков и горных
районов; об
особенностях жизни и
деятельности людей в
горах; о взаимосвязях
между компонентами
природы в различных
природных зонах.

Отбирать и
анализировать
необходимую
информацию, делать
выводы.

§36
задания 8
стр.147

35 мин

Закрепление и
коррекция знаний о
природнохозяйственных зонах
России, о взаимосвязи и
взаимообусловленности
их компонентов.

Сравнение,
моделирование и
выбор: природные
зоны для жизни и
деятельности
человека; закрепление
понятия «природнохозяйственная зона»;
формирование знаний
об особенностях
хозяйственной
деятельности
населения в сельской
местности разных
природных зон

Сопоставлять карту
природных зон и
график «Смена
природных зон».
Сравнивать ПХЗ
России.
Сопоставлять карты
ПХЗ и плотности
населения, делать
выводы.
Анализировать карту,
описывать
особенности жизни и
хозяйства людей в
сельской местности
разных природных

Отбирать и
анализировать
необходимую
информацию, делать
выводы.

§37, задания
на стр.148

35 мин

27

зон.

39

Развитие хозяйства

40

Особенности
экономики России

Понятия «экономика»
и «хозяйство».
Экономические
ресурсы. Отрасли
экономики. Структур
хозяйства страны,
факторы их
формирующие.
Секторы экономики.
Цикличность развития
хозяйства. «Циклы
Кондратьева»

Национальная
экономика России, её
особенности.
Отраслевая структура
хозяйства и качество
населения.
Исторические этапы
развития хозяйства РФ.
Проблемы и
перспективы развития
экономики страны.

Формирование знаний
об экономике,
экономических
ресурсах и отраслях
экономики; о
факторах
формирования и
развития структур
хозяйства страны; о
секторах экономики,
цикличности развития
хозяйства и «циклах
Кондратьева»

Анализировать схемы
отраслевой и
функциональной
структуры хозяйства,
определять их
различия.
Формулировать черты
сходства и отличия
отраслевой и
функциональной
структур хозяйства
России от структур
развитых и
развивающихся стран.
Выделять типы
территориальной
структуры хозяйства
России на основе
анализа
экономических карт.

Формирование знаний
об особенностях
хозяйства РФ; о
природно-ресурсном,
человеческом и
производственном
капиталах страны; об
отраслевой структуре
хозяйства и качестве
населения как
важнейших

Выделять особенности
национальной
экономики России.
Выделять
особенности,
структуру и циклы в
развитии хозяйства
своего региона.
Прогнозировать
развитие экономики
своего края (региона).

Выявлять значение
человеческого
капитала как
основного фактора
развития общества

§38, вопросы и
задания
стр.157

§ 39, вопросы и
задания стр.161

35 мин

35 мин

28

41

Учимся с «Полярной
звездой» - проект
«Что мы оставим
потомкам»

42
Топливноэнергетический
комплекс. Угольная
промышленность

Портрет страны на фоне
мира. Природные
ресурсы страны.
Всемирное природное и
культурное наследие.
Обычаи и традиции
народов мира.

ТЭК. Состав, место и
значение в хозяйстве
страны. Топливно энергетический баланс.
Межотраслевой
комплекс. Угольная
промышленность.
Главные угольные
бассейны страны.
Перспективные районы

показателях уровня её
экономического
развития; об
исторических этапах,
проблемах и
перспективах
развития экономики
страны
Формирование
коммуникативной
компетентности в
сотрудничестве со
сверстниками в
творческом виде
деятельности.
Формирование основ
экологического
сознания.

Формирование знаний
о составе, месте и
значении в хозяйстве
страны, об
особенностях
топливной
промышленности; о
топливноэнергетическом
балансе и

Формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё
мнение. При работе в
паре или группе
обмениваться важной
информацией,
участвовать в
обсуждении.
Оценивать результат,
подготовить итоги.

Анализировать схему
«Состав ТЭК» с
объяснением функций
его отдельных звеньев
и взаимосвязи между
ними. Составлять
характеристику
одного из угольных
бассейнов по картам и
статистическим

Подбирать и
систематизировать
информацию по
предложенным
темам,
устанавливать
причинноследственные связи.
Организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.
Подбирать и
систематизировать
информацию по
предложенным
темам,
устанавливать
причинноследственные связи.
Организовывать
учебное

§40, проектное
задание

35 мин

§41, вопросы и
задания на
стр.167

35 мин

29

добычи. Техникоэкономические
показатели добычи
угля, его стоимость.
Значение угольной
промышленности в
хозяйстве страны.

43

Нефтяная
промышленность.

44
Газовая
промышленность

Нефтяная
промышленность.
Значение нефти в
современном мире.
Крупные районы
нефтедобычи. Система
трубопроводов.
Экологические
проблемы отрасли

Газовая
промышленность.
Преимущества и
особенности
природного газа в
сравнении с другими
видами топливных

современных
проблемах ТЭК; о
главных и
перспективных
угольных бассейнах,
значении угольной
промышленности в
хозяйстве
Формирование знаний
о нефтяной
промышленности, её
значении в
современном мире; о
роли нефти во
внешней торговле; о
России как одном из
крупнейших
производителей
нефти, о крупнейших
районах нефтедобычи;
о перспективных
районах нефтедобычи
и системах
трубопроводов; об
экологических
проблемах отрасли.
Формирование знаний
об особенностях и
преимуществах
природного газа, о
роли газа во внешней
торговле; об
особенностях

материалам. Наносить
на К/К основные
районы добычи угля.

Наносить на К/К
основные районы
добычи нефти.
Сопоставлять карту
нефтяной
промышленности с
картой плотности
населения,
формулировать
выводы. Составлять
характеристику
одного из нефтяных
бассейнов
(месторождений) по
картам и
статистическим
материалам.
Наносить на К/К
основные
разрабатываемые
месторождения газа.
Сопоставлять карту
газовой
промышленности с

сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.
Формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё
мнение.

§42, вопросы и
задания стр.171

35 мин

§43, вопросы и
задание 7 в
тетр. с.175

35 мин

30

45

Электроэнергетика

ресурсов. Роль газа во
внешней торговле.
Особенности
размещения газовой
промышленности.
Крупнейшие
месторождения газа.
Основные газопроводы.

размещения газовой
промышленности, о
крупнейших
разрабатываемых и
перспективных
месторождениях газа;
об основных
газопроводах и
экологических
проблемах газовой
промышленности.

Типы электростанций.
Энергосистемы.
Размещение крупных
электростанций в
стране. Крупнейшие
электростанции.
Проблемы и
перспективы
электроэнергии

Формирование знаний
о роли
электроэнергетики в
хозяйстве страны; об
особенностях и типах
электростанций и их
доле в производстве
электроэнергии, о
воздействии на
окружающую среду;
об энергосистемах,
размещении
электростанций по
территории страны; о
крупнейших
электростанциях,
проблемах и

картой плотности
населения,
формулировать
выводы. Составлять
характеристику
одного из газовых
месторождений по
картам и
статистическим
материалам.
Систематизировать
знания об
экологических
проблемах газовой
промышленности в
таблице.
Составлять
структурные схемы
электроэнергетики и
типов электростанций.
Составлять и
анализировать
таблицу «Различия
типов ЭС».
Аргументировать
необходимость
экономии
электроэнергии.
Подготавливать и
обсуждать
презентации о выборе
места для
строительства ЭС с

Выявлять причинноследственные связи
Уметь применять
схемы для
объяснения
последовательности
процессов и явлений.
Искать и отбирать
информацию,
использовать ИКТ

§44, задания 8
в тетр стр.179

35 мин

31

46

перспективах
электроэнергетики.

учётом факторов,
влияющих на
размещение (на
примере ГЭС).

Состав, место и
значение металлургии в
хозяйстве страны. Типы
предприятий. Основные
центры чёрной
металлургии.

Формирование знаний
об особенностях,
составе, месте и
значении
металлургического
комплекса, об
особенностях
размещения и
основных центрах
предприятий чёрной
металлургии; о
влиянии
металлургического
производства на
состояние
окружающей среды и
здоровье человека.

Цветная металлургия.
Руды цветных
металлов.
Алюминиевая

Формирование знаний
об особенностях
цветной металлургии,
о рудах цветных

Сопоставлять по
картам географию
месторождений
железных руд и
каменного угля с
размещением
крупнейших центров
чёрной металлургии.
Формулировать
главные факторы
размещения
предприятий чёрной
металлургии.
Приводить примеры
(с использованием
карт атласа)
различных вариантов
размещения
предприятий чёрной
металлургии.
Наносить на К/К
главные
металлургические
районы и центры.
Сопоставлять по
картам географию
месторождений
цветных металлов с

Чёрная металлургия

47
Цветная
металлургия

Выявлять причинноследственные связи
Уметь применять
схемы для
объяснения
последовательности
процессов и явлений.
Искать и отбирать
информацию,
использовать ИКТ

§45, задания 8
в тетр стр.183

Подготавливать и
обсуждать
презентации и
доклады об

§46 , вопросы и
задания
стр.187

35 мин

32

48

Машиностроение

промышленность.
Особенности
размещения
предприятий цветной
металлургии.
Крупнейшие центры
производства
алюминия.

металлов,
особенностях
размещения
предприятий цветной
металлургии; об
алюминиевой
промышленности и
крупнейших центрах
производства
алюминия.

размещением
крупнейших центров
цветной металлургии.
Выявлять главную
закономерность в
размещении
предприятий цветной
металлургии тяжёлых
металлов.
Сопоставлять карты,
устанавливать
главный фактор
размещения центров
алюминиевого
производства.

использовании
цветных металлов в
хозяйстве.

Состав, место и
значение
машиностроения.
Специализация.
Кооперирование.
География важнейших
отраслей
машиностроения:
основные районы и
центры

Формирование знаний
о составе, месте и
значении в хозяйстве
машиностроения, о
факторах размещения
предприятий и связи с
другими
предприятиями
машиностроитель ных
заводов; о
специализации и
кооперировании; о
факторах размещения
трудоёмкого и
металлоёмкого
машиностроения;
проблемах,

Определять по картам
главные районы
размещения отраслей
машиностроения и
наносить их на К/К.
Формулировать
причины решающего
воздействия
машиностроения на
общий уровень
развития страны.
Анализировать карту
основных центров
автомобилестроения.
районы с наиболее
высокой долей
машиностроения в

Аргументировать
степень воздействия
отрасли на
окружающую среду

§47, вопросы и
задания стр.191

35 мин

33

49

Химическая
промышленность

Состав, место и
значение в хозяйстве
химической и лесной
промышленности.
Основные центры
производства
минеральных
удобрений. Главные
районы лесозаготовок.
Механическая
обработка древесины.
Целлюлозно-бумажная
промышленность и её
крупнейшие центры

перспективах
развития и влиянии на
окружающую среду
Формирование знаний
о составе, месте и
значении в хозяйстве
химической
промышленности; о
факторах размещения
предприятий
химической
промышленности и
связи с другими
отраслями4 об
основных центрах
производства
минеральных
удобрений,
воздействии на
окружающую среду, о
путях решения
экологических
проблем

промышленности.

Выявлять роль
химической
промышленности и её
важнейших отраслей в
хозяйстве страны.
Определять по карте
основные районы и
центры химической
промышленности,
развивающиеся на
собственном и
ввозимом сырье.
Анализировать карту
основных центров
производства
минеральных
удобрений. Наносить
на К/К основные
центры
химпромышленности.

Приводить примеры
негативного влияния
на природу и
здоровье человека
химпроизводств

§48, вопросы и
задания стр.195

35 мин

34

Состав, место и
значение в хозяйстве
страны. Главные
районы лесозаготовок.
Механическая
обработка древесины,
целлюлозно-бумажная
промышленность,
факторы их
размещения.

50

Лесопромышленный
комплекс

51

Сельское хозяйство.
Растениеводство

Земельные ресурсы.
Растениеводство.
Особенности зернового
хозяйства. Технические
культуры. Главные
сельскохозяйственные
угодья.

Формирование знаний
о составе, месте и
значении
лесопромышленного
комплекса в хозяйстве
страны, о географии
важнейших отраслей,
главных районах
лесозаготовок, об
особенностях
размещения и центрах
целлюлознопромышленного
комплекса; о
проблемах и
воздействии
комплекса на
окружающую среду.

Выявлять
направления
использования
древесины в
хозяйстве, её главных
потреблений.
Определять по картам
ГП основных районов
лесозаготовок и
лесопромышленных
комплексов с
обоснованием
принципов их
размещения.
Выявлять роль
потребительского и
экологического
факторов в
размещении
предприятий лесной
промышленности.

Высказывать мнение
о проблемах и
задачах развития
лесной
промышленности.
Искать и отбирать
информацию,
использовать ИКТ

Формирование знаний
о составе, месте и
значении в хозяйстве
и отличия от других
отраслей; о составе и
назначении
сельхозугодий и
земельных ресурсов;
об особенностях
растениеводства и
главных районах

Анализировать схему,
проводить
сравнительный анализ
земельных ресурсов
Формулировать черты
отличия сельского
хозяйства от других
отраслей экономики.
Характеризовать
отрасль
растениеводство по

Искать и отбирать
информацию,
использовать ИКТ

§49, вопросы и
задание 8
стр.199

35 мин

35 мин
§50, вопросы и
задание 8
стр.203

35

возделывания
зерновых культур; о
технических
культурах и районах
их возделывания.

Определять по картам
и экологоклиматическим
показателям основные
районы
животноводства.
Наносить на К/К
основные
животноводческие
районы. Выяснять
специализацию
животноводства и
перспективы его
развития.

Сравнивать
показатели
сельхозпроизводства
России и других
стран.

§51, вопросы и
задания
стр.207

35 мин

Отраслевой состав
животноводство.
Отрасли специализации
скотоводства.
Свиноводство.
Овцеводство.
Сравнение сельхоз
производства России и
некоторых стран мира.

Формирование знаний
об отраслях и
особенностях
животноводства в
России, об отраслях
специализации
скотоводства,
свиноводстве и
овцеводстве, об
отличиях сельхоз
производства России
от других стран мира

Реализация проекта
«АПК моего района.
Решение проблем

Агропромышленный
комплекс. Состав
АПК. Лёгкая и

Формирование
коммуникативной
компетентности в

Осуществлять
смысловое чтение.
Подбирать и

§52, вопросы и
задания

35 мин

52

Сельское хозяйство.
Животноводство

53

Учимся с «Полярной
звездой» исследовательская

плану Определять по
картам и экологоклиматическим
показателям основные
районы выращивания
зерновых и
технических культур.
Выяснять
особенности
сельского хозяйства
своего региона.
Обозначать на К/К
главные
сельхозрайоны
страны.

36

практика

54

Транспортная
инфраструктура

АПК»

пищевая
промышленность.
Проблемы АПК.

сотрудничестве со
сверстниками в
творческом виде
деятельности, основ
экологического
сознания

Состав, место и
значение транспорта в
хозяйстве страны.
Специфика транспорта
как отрасли хозяйства.
Виды транспорта, их
особенности и
взаимосвязь. Уровень
развития транспорта.
Грузооборот и
пассажирооборот.Сухоп
утный транспорт.
Железнодоро жный,
автомобильный,
трубопроводный
транспорт

Формирование знаний
о составе, месте и
значении транспорта в
хозяйстве России,
специфике транспорта
как отрасли хозяйства;
о транспорте как
«кровеносной
системе» страны;
видах транспорта, их
особенностях и
взаимосвязи; об
уровне развития
транспорта,
грузообороте и
пассажирообороте;
основных видах
транспорта, об
особенностях
железнодорожного,
автомобильного и

Сравнивать различные
виды транспорта на
основе анализа
статистических
данных. Выявлять
преимущества и
недостатки
железнодорожного и
автомобильного
транспорта.
Устанавливать по
картам причины
ведущей роли
железнодорожного
транспорта в России.
Определять по
статданным долю ЖД
и автотранспорта в
транспортной работе.
Наносить на К/К
главные ЖД

систематизировать
информацию.
Устанавливать
причинноследственные связи.
Организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.
Осуществлять
смысловое чтение.
Подбирать и
систематизировать
информацию.
Устанавливать
причинноследственные связи.
Организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.

стр.208 -211

§53 вопросы и
задания с.215

35 мин

37

Водный транспорт, его
виды. Речной и морской
транспорт. Объём и
характер перевозимых
грузов. Главные
морские порты.
Авиационный
транспорт.
Транспортные узлы.
Транспорт и
экологические
проблемы

55

Транспортная
инфраструктура

трубопроводного
транспорта, об
основных
транспортных
магистралях страны
Формирование знаний
об особенностях,
видах, месте,
значении, недостатках
и преимуществах
водного транспорта.
Объём и характер
перевозимых грузов.
Главные морские
порты. Основные
проблемы
авиационного
транспорта.
Транспортные узлы и
магистрали.

магистрали России.

Выявлять
преимущества и
недостатки речного и
морского транспорта.
Устанавливать по
картам роль
отдельных речных и
морских бассейнов в
работе транспорта.
Определять по
статистическим
данным долю речного
и морского
транспорта в
транспортной работе.
Определять по
материалам параграфа
преимущества и
недостатки
авиационного
транспорта.
Определять по
статистическим
данным долю
авиационного
транспорта в
транспортной работе.
Составлять

§54 вопросы и
задания с.219

35 мин

38

характеристику
одного из видов
транспорта (по
выбору).
Сфера услуг. Состав,
место и значение сферы
услуг в хозяйстве
страны. Виды услуг.
Территориальная
организация сферы
обслуживания. Наука –
новый вид ресурсов

56

Социальная
инфраструктура

57
Учимся с «Полярной
звездой»
исследовательская
практика

Сфера обслуживания
своего региона, её
особенности. Отрасли,
образующие сферу
услуг своего региона.
Размещения
предприятий сферы
услуг.

Формирование знаний
о составе, месте и
роли сферы услуг в
хозяйстве России, о
социальной
инфраструктуре как
части
инфраструктурного
комплекса; о видах
услуг и
территориальной
организации сферы
обслуживания; об
особенностях
организации
обслуживания в
городах и сельской
местности; о науке как
новом виде ресурса.
Формировать знания
об особенностях
сферы обслуживания
своего региона, об
отраслях, образующих
сферу услуг своего
региона; об
особенностях
размещения

Устанавливать долю
сферы обслуживания
в экономике России.
Оценивать степень её
развития. Составлять
и анализировать
таблицу «Состав
сферы
обслуживания».

Уметь применять
схемы для
объяснения
последовательности
процессов и явлений.
Искать и отбирать
информацию,
использовать
средства
информационных
технологий.
Обмениваться
важной
информацией,
участвовать в
обсуждении

§55 вопросы и
задание 7 в
тетр с.223

. Оценивать степень
доступности сферы
услуг своего региона.
Систематизировать
знания о сфере
обслуживания своего
региона с таблицах.
Характеризовать
особенности

Планировать
последовательность
и способ действий.
Строить логическое
рассуждение и
устанавливать связи
и обобщения,
используя карты
Искать и отбирать

§56 вопросы и
задания

35 мин

39

58

Информационная
структура

59

Обобщение и
коррекция знаний по
теме «Хозяйство
России»

Информация и связь, их
роль и значение в
современной
экономике. Виды связи.
Информационная
инфраструктура, её
состав.
Информационная
безопасность.
Достоверность
информации. Качество
и структура
информационных
продуктов и услуг.

Контроль и коррекция
знаний

предприятий сферы
услуг.

размещения и
взаимосвязь
предприятий сферы
обслуживания своего
региона. Высказывать
предположения по
улучшению качества
обслуживания в своём
регионе.

информацию,
использовать
средства
информационных
технологий

Формирование знаний
о роли и значении
информации и связи в
современной
экономике, о видах
связи, об
информационном
пространстве и
достоверности
информации; о
качестве и структуре
информационных
продуктов и услуг, о
влиянии системы
связи на
территориальную
организацию
общества.
Базовые понятия по
теме «Хозяйство
России»

Выявлять значение
информации и связи в
современном мире.
Анализировать
способы
обеспеченности и
высказывать мнение
об их надёжности.
Искать и отбирать
информацию,
использовать средства
информационных
технологий.

Организовывать
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Аргументировать и
отстаивать свою
точку зрения,
участвовать в
обсуждении.

Закрепление,
обобщение, коррекция
базовых знаний и
понятий по теме
«Хозяйство России»

Уметь обобщать,
выделять главное и
правильное, строить
логическое
рассуждение, делать

§57вопросы и
задания
стр.229

35 мин

35 мин
Тестовая
работа

40

60

Географическое
положениеПермског
о края

61

Рельеф и
минеральные ресурсы

Выявлять особенности
географического
положения ; наносить
на контурную карту
объекты,
характеризующие
географическое
положение края.

Обсуждать примеры
природных,
политических,
социальноэкономических и
других событий,
иллюстрирующих
изменения разных
видов
географического
положения региона со
временем

Выявлять уровни
географического
положения на основе
анализа
иллюстративных
материалов учебника.

Формирование
представлений об
этапах развития земной
коры, геологическом
летосчислении, эпохах
складчатости

Приводить
конкретные примеры
влияния рельефа на
другие компоненты
природы, при
необходимости
используя материалы
учебника. Определять
на основе объяснений
учителя или иных
источников
информации основные
этапы геологической
истории развития
Земли.

Выявлять по
материалам учебника
названия
геологических эр и
периодов, их
продолжительность,
порядок чередования,
главные изменения
природы.

выводы
Выявлять
последовательность
изучения
географических
объектов на основе
иллюстративных
материалов
учебника.

Читать
геологическую карту
и определять возраст
горных пород,
слагающих
северную,
центральную и
южную части
ВосточноЕвропейской
равнины;
территории,
сложенные породами
палеогенового
(юрского и др.)
возраста;
геологический
возраст пород

§ 1 вопросы и
задания

35 мин

§ 2 вопросы и
задания

35 мин

41

Формирование знаний
об особенностях

59

Климат

Формирование
представлений и знаний
о реках и озерах
Пермского края

60

Внутренние воды

61
Почвы

Формирование
представлений и знаний
о почвенном горизонте
Пермского края

Определять
существенные
признаки понятий
«солнечная радиация»
и «радиационный
баланс» на основе
объяснений учителя;
выявлять по
иллюстративному
материалу учебника
основные виды
солнечной радиации.

Анализировать карту
суммарной радиации
и формулировать
вывод о зависимости
радиационных
условий от
географической
широты.

Оценивать в
процессе беседы
климатические
условия региона и их
зависимость от
географического
положения

Обозначать на
контурной карте
крупные реки,
относящиеся к
различным бассейнам.
Выявлять речные
рекорды (самая
длинная из рек, самая
многоводная и др.) по
тексту учебника.

Определять
существенные
признаки понятий
«падение» и «уклон»
реки на основании
объяснения учителя
или иных источников
информации.

Определять по карте
длину и падение,
вычислять уклон
одной из рек региона
проживания.
Обсуждать
возможности
хозяйственного
использования рек

Анализировать
почвенную карту по
следующим вопросам:
какие зональные типы
почв распространены
на территории
регилна; в каком

Определять зональные
типы почв региона
проживания,
составлять их краткое
описание, выявлять
закономерности

Готовить
презентацию на тему
«Главные типы почв
региона проживания,
пути и способы их
рационального
использования и

35 мин

§ 3 вопросы и
задания

35 мин

§ 4 вопросы и
задания

35 мин
§ 5 вопросы и
задания

42

62
Растительный мир
Животный мир

63

Природнотерриториальные
комплексы

направлении они
сменяют друг друга

распространения.

охраны»

Формирование знаний
об особенностях
растительного и
животного мира
Пермского края, его
разнообразии

Определять состав
органического мира
региона на основании
материалов учебника.

Выявлять факторы,
определяющие
биоразнообразие
территории, на
основании объяснения
учителя или иных
источников
информации;

Готовить
презентацию на тему
«Растения и
животные,
занесенные в
Красную книгу»

Формирование знаний
об особенностях
природнотерриториальных
комплексов Пермского
края

Обсуждать примеры
взаимосвязей между
компонентами
природы с целью
выявления
существенных
признаков понятия
«природный
комплекс».

Выявлять характер
антропогенных
изменений природных
комплексов на
основании объяснения
учителя или иных
источников
информации.

Анализировать
изображения
различных
ландшафтов с целью
их классификации на
природные и
антропогенные;
обосновывать
собственную точку
зрения

35 мин

§ 6, 7 вопросы
и задания

35 мин

§ 8 вопросы и
задания

35 мин

64
65
66

Итоговое обобщение
«География
Пермского края»

Повторительнообобщающий

Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и
практических задач

35 мин
Тестовая работа

43

67

68

Промежуточная
аттестация за курс 8
класса

Итоговое обобщение

Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и
практических задач

35 мин
Тестовая работа

Обобщение и
систематизация знаний,
решение учебных и
практических задач

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу
«Природа и население России». Выполнять тестовые задания

Не задано
0

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».