Рабочая программа по технологии, 8 класс (мальчики)

Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Технология»

составлена

на

основании:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021г.).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577, приказ Министерства просвещения
РФ от 11.12.2020 г. № 712).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от
08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями
приказ Министерства просвещения российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766).
6. Устав МАОУ СОШ № 1.
7. Основная образовательная программа основного общего образования, программа воспитания МАОУ
СОШ № 1.
Статус документа
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о
целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного
учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения
тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и
разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности,
полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования
является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических
знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически
ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым
компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике
знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени
обучения.
1

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной
среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений,
местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных
программ изучается в рамках направления «Технология. Технический труд».
Содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается
изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также
разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное
производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества,
достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен
отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и
отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды
технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения,
наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного,
эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и
рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала
программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем,
методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной
деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или
проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении
того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы,
метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий
обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических
работ, расчетных и проектных операций.
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для
учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических
операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего
возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики,
2

освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы
проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные
стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых
плит.
Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в программе
представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент
содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по
обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный
Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при
выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил
электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не
включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и
технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные
электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного
процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при
проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с
физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с
историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о
технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по
созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения
домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных
планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на этапе основного общего образования для обязательного изучения
предметной области «Технология» в VIII классе – 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами
общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе
основного общего образования являются:
3

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное
применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца,
искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в
проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема,
чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее
участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса технологии ученик должен:
Учащиеся должны знать/понимать
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его
члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье
человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
как строится дом;

4

профессии строителей;
как устанавливается врезной замок;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
Учащиеся должны уметь
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
установить врезной замок;
утеплять двери и окна;
анализировать графический состав изображения;
читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной
жизни для:
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:
знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение
конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения,
ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в
требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению
технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут
быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по
преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к
изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками
самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам труда.
Система оценки и видов контроля
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов,
устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные
контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель
может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика
показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом
5

остальных дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о
знаниях учащихся. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших
разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и
проводят такие формы контроля.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются
самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество
выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем,
чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов,
устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный
контроль
предполагает
письменные
контрольные,
письменные
зачеты,
программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом
занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного
опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных дает значительную экономию по
времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.
Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от
целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить
обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых
судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются
использованием такой формы контроля, как тестирование.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала,
допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ
конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные
вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической
дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы,
предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила
ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные
ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно,
полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения
трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые
6

нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний
учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил
ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные
ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки
исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после
замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных
требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных
требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных
требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или
допущен брак.

7

№
урока

Тема раздела\
тема урока

Количество
часов

Тип
урока

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты
Предметные

Технология обработки древесины. (18 часов)
РУУД –
Повторяют правила
Знать: содержание курса;
научиться
безопасного
правила безопасного
фиксировать
поведения в
поведения в школьной
школьной
мастерской, характеристики результаты
мастерской. Узнают
древесины, что такое чертёж исследований
характеристики
и эскиз детали
древесины, что такое
чертёж и эскиз детали
Ознакомятся с
Знать: правила безопасности РУУД –
научиться
приёмами работы на
при точении древесины,
токарном станке по
приёмы удержания стамески фиксировать
результаты
дереву.
во время работы.
исследований
Освоят технику
Знать: технику точения
точения конических
конических поверхностей,
поверхностей.
технологию сушки
Ознакомятся с
древесины и определение
технологией сушки
влажности.
древесины и
определением
влажности.

1-2

Вводное
занятие.
Чертёж и эскиз
детали.

2

Введени
е новых
знаний.

3-4

Приёмы
работы на
токарном
станке по
дереву.
Приёмы
обтачивания
конических
деталей. Сушка
древесины,
определение
влажности.

2

Введени
е новых
знаний.

4

Комбин
ированн
ый урок.

9-10

Шаблоны.
Изготовление и
применение
шаблонов.

2

Комбин
ированн
ый урок.

Изготовят
простейшие шаблоны
и применят их при
точении.

Знать: технологию
изготовления простейших
шаблонов и применения их
при точении.

11-12

Качество
изделий.
Контроль за
результатами.

2

Комбин
ированн
ый урок.

Ознакомятся с
отделкой изделий, с
определением
качества.

Знать: виды отделки
изделий из древесины.
Уметь: определять
недостатки в изготовлении
изделий, в соединении
деталей.

5-8

Метапредметные
УУД
(коммуникативн
ые,
регулятивные,
познавательные)

РУУД –
научиться
определять
последовательно
сть
действий с
учётом
конечного
результата.

Дата
Личностные

Творческое
мышление.
Вариативность
мышления.

Воспитание и
развитие системы
норм и правил
межличностного
общения,
обеспечивающую
успешность
совместной
деятельности

Получать
навыки
сотрудничества
развития
трудолюбия и
ответственности
за
качество своей
деятельности

Плановая

Фактическ
ая

.

13-14

Заточка
деревообрабат
ывающих
инструментов.

2

Комбин
ированн
ый урок.

Выполняют заточку
инструмента .

15-16

Отделка
изделий.

2

Комбин
ированн
ый урок.

Выполняют отделку
изготовленных
изделий.

17-18

Профессия
деревообработ
чика

2

Комбин
ированн
ый урок.

Рассказывают о тех
профессиях, которые
связаны с
деревообработкой

Знать: приспособления для
заточки инструмента;
требования к заточке
деревообрабатывающих
инструментов; правила
безопасной работы
при заточке.
Уметь: затачивать
деревообрабатывающий
инструмент
Знать: технология
шлифования изделий,
покрытие изделий водными
красителями, растительным
маслом, различными
лаками.
Уметь: пользоваться
красителями, лаками.
Использовать их по
назначению.
Знать: профессии плотника,
столяра, мебельщика.
Уметь: определять по типу
деятельности профессию
деревообработчика.

РУУД –
преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную.
ПУУД –
ориентироваться
в
способах
решения
задач.
КУУД – ставить
вопросы,
обращаться за
помощью.

Конструктивное
мышление,
пространственное
воображение.
Аккуратность
Эстетические
потребности.

ПУУД –
интерпретация
информации,
подведение под
понятие на
основе
распознания
объектов,
выделения
существенных
признаков.
ориентироваться
в
разнообразии
способов
решения

Эстетические
чувства, прежде
всего
доброжелательнос
ть и
эмоциональнонравственная
отзывчивость.
Эстетические
потребности,
творческое
воображение,
фантазия.

Творческие проекты (16 часов).
19-34

Творческие
проекты.

16

Комбин
ированн
ые
уроки.

Самостоятельно
выбирают изделия;
формулируют
требования к изделию
и критерии их
выполнения;
конструируют и
проектируют изделие;
изготавливают
изделие; оформляют
проектную
документацию;
представляют
творческий проект.

Знать: основные требования
к проектированию изделий,
что такое техническая
эстетика изделий, принципы
стандартизация изделий,
этапы работы
над творческим проектом;
виды проектной
документации; методы
определения
себестоимости;
технологическую
последовательность
изготовления изделия.
Уметь: самостоятельно
выбирать изделия;

формулировать требования
к изделию
и критерии их выполнения;
конструировать и
проектировать изделие;
изготавливать изделие;
выполнять экономические
расчёты при изготовлении
изделий; оформлять
проектную документацию;
представлять творческий
проект

задач.
КУУД –
научиться
формулировать
ответы на
вопросы;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».