ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка - личностного, социального, когнитивного. О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ». Программа «Подготовка детей к школе» составлена на основе Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Преемственность», которая разработана ведущими специалистами дошкольного и начального образования, методических рекомендаций «Дошкольное обучение: подготовка к школе» (авторский коллектив: Федосова Н.А. «От слова к букве», Волкова С.И. «Математические ступеньки», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Щирова А.И. и др. «Волшебный мир народного творчества» – М., «Просвещение», 2011, Образовательная система «Школа России») Программа «Преемственность» позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе, не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и даёт возможность подготовить ребёнка к обучению по любой системе. Данная программа скорректирована, так как образовательная программа «Преемственность» рассчитана на обучение в течение 1 года, поэтому она не может быть реализована полностью. В связи с этим в данной программе заложен тот минимум содержания, который позволит обеспечить каждому ребёнку необходимые стартовые возможности для обучения в первом классе. Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 6 -7 лет к обучению в школе. Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Создание развивающей среды. 2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. Основные направления работы: - развитие внимания и памяти, - - развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев, - развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи, - овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка), - развитие умственных способностей, обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими), - развитие социально - психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими). Обучение проводится в течение 6 месяцев. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха и развитие речи детей. На занятиях дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке. По математике дети учатся счету прямому и обратному. Проводится работа с множествами предметов, над составом числа, пространственная ориентировка. К концу обучения дети должны ЗНАТЬ: Звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем). Названия и последовательность чисел от 1 до 10. Учащиеся должны УМЕТЬ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы; определять ударный слог в слове; вычленять слова из предложений; считать предметы от 1 до 10 и обратно; сравнивать предметы по размеру и форме; знать расположение предметов (вверху, внизу, слева, справа, перед, за, между); В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитания у них положительного отношения к учебе. Использовать приобретенные ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ в практической деятельности и повседневной жизни: - для грамотного использования слов в речи; - для правильного построения предложений; - для составления небольших связных по смыслу текстов, рассказов; - для применения счета на практике, в быту; - для умения ориентироваться по клеточкам в тетради. Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение занятий на базе школы 1 раз в неделю. Занятия имеют продолжительность 30 минут. Подготовка к обучению начинается с октября и заканчивается в марте. Продолжительность учебных дней – 17 (68 занятий). Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из разделов: 1. От слова к букве. 2. Математические ступеньки. 3. Волшебная красота окружающего мира. Конструирование. 4. Оздоровительная гимнастика. Раздел «От слова к букве» (18 часов) Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Знакомство с буками и звуками 1-2-3 4-5-6 7-8 9-10-11 Предложение и слово. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения. --- Звук А и буква а --- Звук О и буква О --- Звук И и буква и Слог и ударение. — Деление слов на слоги. — Звук Н и буква н --- Звук Ы и буква ы --- Звук Г и буква г Совершенствование общих речевых навыков --Звук М и буква м --Звук У и буква у Звуки и буквы. Пересказ знакомой сказки — Представление о звуках. — Звук К и буква к --- Звук С и буква с --- Звук Д и буква д 3 08.10 15.10 22.10 3 2 3 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 12-13 Подготовительные упражнения для развития глазомера -- Звук П и буква п - -Звук Т и буква т 2 21.01 28.01 14-15 Обводка и штриховка контуров. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений -- Звук Л и буква л -- Звук Р и буква р 2 04.02 11.02 3 18.02 25.02 04.03. 16-17-18 Рисование и раскрашивание узоров. Составление рассказа по картинке -- Звук В и буква в -- Звук З и буква з Урок-игра. «В гостях у букв» Раздел «Математические ступеньки» (18 часов) Данный раздел программы направлен на развитие умений: — проводить наблюдения; — сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; — понимать относительность свойств объекта; — делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; — уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. № Тематика занятий 1-2 Различение предметов по размеру и форме. Счет предметов Название действий и их обозначение. Знаки «+», «-», «=» 3-4 Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Число и цифра 1, число и цифра 2 5-6 7-8 Направления движения. Число и цифра 3, число и цифра 0 Называть и различать геометрические фигуры Временные представления. Число и цифра 4, число и цифра 5 Умение выделять из множества предметов один или несколько , обладающими одинаковыми заданными свойствами Кол-во Дата час. 2 08.10 15.10 2 22.10 12.11 2 19.11 26.11 2 03.12 10.12 9-10 Сравнение групп предметов. Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет Число и цифра 6, число и цифра 7 Назначение чисел по порядку, распознавание цифр 2 17.12 24.12 11-12 Счет предметов. Число и цифра 8, число и цифра 9 Составление пар элементов двух множеств для определения отношения, в котором находятся данные множества; выражение полученных результатов словами 2 14.01 21.01 13-14 Сравнение чисел. Сравнение величин: сравнение предметов по размерам; выражение результатов сравнения словами: «больше», «меньше», «таких же размеров» , «выше», «ниже», «такой же высоты», «длиннее», «короче» и т д 2 28.01 04.02 15-16 Число 0 и его обозначение. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 Форма фигур (круг, треугольник, квадрат, шар, куб) 2 11.02 18.02 17-18 Содержательно логические задачи на развитие - лабиринты, «веселый счет», «сравнение рисунков» Числа от 1 до 10 2 25.02 04.03 Раздел «Конструирование» - (18 часов) Данный раздел программы направлен на: подготовку детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке обучение умениям целенаправленно рассматривать предмет, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей; делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конкретного результата; ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасности работы с ручными инструментами; Воспитание трудолюбия, аккуратности, стремление начатое довести до завершения, проявлять фантазию, творческое отношение к работе; Закрепление изученных на предыдущих занятиях букв и цифр № 1-2 3-4-5 6-7 8-9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Тематика занятий Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, фольга; Конструирование буквы А Конструирование буквы О,И Конструирование по образцу, рисунки с заданием, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета. Конструирование буквы ы Конструирование буквы Н,Г Сравнение по числу деталей, по их форме; Конструирование буквы М Конструирование буквы У Сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание(бумага, фольга); завязывание на два узелка, бантом(нитки шнурок); Конструирование буквы К Конструирование буквы С Конструирование буквы Д Отделка: раскрашивание(глина, бумага); украшение рисунком(глина, бумага) Конструирование буквы П Конструирование буквы Т Знакомство с готовыми природными формами: шишки, солома, плоды, глина, семена деревьев и т д Конструирование буквы Л Конструирование буквы Р Выполнение приемов лепки, раскатывание и др. : глина, пластилин; резание бумаги: разравнивание, сминание , раскручивание. Конструирование буквы В Конструирование буквы З Аппликации(бумага, природные материалы); Конструирование буквы Ж Конструирование буквы Х Кол-во час. Дата 2 08.10 15.10 3 2 3 22.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 2 14.01 21.01 2 28.01 04.02 2 11.02 18.02 2 25.02 04.03 Раздел «Оздоровительная гимнастика» - 18 часов Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Очень важно заинтересовать ребёнка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать её значимость. Опираясь на знания об оздоровительной физической деятельности, необходимо научить детей дошкольного возраста тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Особое внимание уделяется основным проблемам детей дошкольного возраста: предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата, простудные заболевания, стрессы, недостаточная двигательная активность. Цель: содействие всестороннему развитию детей средствами оздоровительной и развивающей физической культуры. Задачами данного курса являются: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; увеличение уровня двигательной активности; овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Основу учебного материала составляют теоретические сведения об организме человека, закаливании, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм, профилактике и способах коррекции отклонений в здоровье; практическое применение гимнастики, формирующей осанку, упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. В основу образовательной программы «Оздоровительная гимнастика» положены следующие принципы: принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать; принцип коллективной деятельности реализуется при выполнении коллективных подвижных игр. Принцип реализуется также при организации коллективных праздников, конкурсов; Характеристика разделов программы курса «Оздоровительная гимнастика». Основы знаний. 1. Здоровье и физическое развитие человека. 2. Оценка собственного здоровья. 3. Влияние физических упражнений на организм человека. 4. Закаливание и здоровье. 5. Питание и здоровье. 6. Образ жизни как фактор здоровья. Упражнения общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, координации, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовленности. Развитие координационных способностей: – ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом; – варианты челночного бега; – подвижные и спортивные игры; – упражнения на быстроту и точность реакции. Развитие скоростных способностей: – эстафеты, старты из различных исходных положений; – бег с ускорением. Развитие силовых способностей: – лазания по гимнастической стенке; – упражнения в упорах; – упражнения с мячами. Развитие выносливости: – бег с препятствиями; – подвижные игры; Развитие гибкости: – ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание; – упражнения с партнером. Физические упражнения прикладного характера. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях. «Оздоровительные упражнения» - упражнения специальной направленности, содействуют той функции или системе организма детей, на которую они направлены: которые Основы дыхательной гимнастики; Формирование и укрепление осанки; Профилактика плоскостопия (повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени); Гимнастика для глаз; Игровой самомассаж. «Подвижные игры оздоровительного и общеразвивающего характера»- наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи через целенаправленные эмоциональные физические нагрузки. Оказывают особое стимулирующее воздействие на организм, помогают обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья, развивают творческое воображение, создают положительный эмоциональный фон, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально – волевых навыков и прикладных качеств. Календарно - тематическое планирование № п\п 1 2 Дата Тема занятия 08.10 Беседа по Т Б, знакомство с правилами подвижных игр 15.10 Подвижные игры «Часы пробили…», «Разведчики» Основы дыхательной гимнастики 3 22.10 Виды деятельности Знакомство (Правила поведения, командных действий закрепление навыков игры) Красивая осанка. Подвижные игры «Хвостики», «Запрещённое движение» Кол-во часов 1 1 1 Гимнастика для глаз Учись быстроте и ловкости. Подвижные игры «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» Сила нужна каждому. Подвижные игры «Быстрая тройка» Ловкий. Гибкий. Подвижные игры «Медведь спит, «Весёлая скакалка» Весёлая скакалка. Подвижная игра «Очистить свой сад от камней» Сила нужна каждому. Подвижные игры «Командные салки», «Сокол и голуби» Развитие быстроты. Подвижные игры «Найди нужный цвет», «Разведчики» Кто быстрее? Скакалочка - выручалочка. Подвижные игры «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» Подвижная игра «Лиса и цыплята» «Старт после броска», «Играй-играй, мяч не теряй». Подвижные игры «Охотники и дичь», «Сумей догнать» 4 12.11 5 19.11 6 26.11 7 03.12 8 10.12 9 17.12 10 24.12 11 14.01 12 21.01 13 28.01 14 04.02 15 11.02 Ловкая и коварная гимнастическая палка, «Гонка с обручем» 16 18.02 Подвижная игра «Удочка с приседанием», «Падающая палка», «Успей в обруч» 17 25.02 Развиваем точность движений. Подвижные игры «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель», «Воробушки и кот». 18 04.03 Урок-игра. «В здоровом теле - здоровый дух» Лёгкая атлетика ( совершенствование навыков бега, прыжков, метаний, способностей к ориентированию в пространстве) 1 1 1 1 1 1 1 1 Спортивные игры ( Навыки держания, ловли, передачи, броска мяча) Гимнастика (развитие способностей к дифференцированию параметров движения, ориентированию в пространстве) 1 1 1 1 1 1 Подвижные игры 1