Пояснительная записка Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.1, 5.2 (далее – АООП НОО ТНР 5.1, 5.2.) (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП НОО ТНР 5.1, 5.2 и обеспечивает реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ). Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями (в классах речевого центра) или в условиях общего образовательного потока. Нормативно-правовая основа учебного плана 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями от 13.07.2021 г.); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100); 3. ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1023; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; 5. ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025; 6. СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; 7. СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 8. Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013г №ИР-535/07; 9. Устав МАОУ СОШ №1; 10. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: -закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; -формируются универсальные учебные действия; -развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Организационно - педагогические условия. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: –формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; –обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; –становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникаль ности и неповторимости; –обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; –достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; –обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. Приоритетами при формировании учебного плана являются: -цели образовательных программ по обеспечению базового образования и развития личности учащихся 1-4-х классов; -перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данном уровне обучения, в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; - соблюдение нормативов максимального объёма обязательной учебной нагрузки учащихся; -учёт требований ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ, учебно - методических компонентов, педагогических технологий; - преемственность между уровнями обучения. Планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательных программ начального общего образования. Начальное общее образование реализуется в режиме пятидневной учебной недели. Во всех классах начальной школы реализуется УМК «Школа России». В комплекте все подчинено формированию системы продуктивных заданий по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и личностных качеств, созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям. Выбор УМК «Школа России» обусловлен следующими причинами: -наличием данной предметной линии в федеральном перечне учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования; -обеспеченностью школьного библиотечного фонда учебниками. Учебный план является механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования, состоит из двух частей – основной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана составляет 80% от объёма ООП НОО, часть, формируемая участниками образовательных отношений –20%. Учебный год начинается 02 сентября 2024 года и заканчивается в 1 классах 30.05.2025, во 2-4 классах 23.05.2025. Продолжительность учебного года: для учащихся 1 класса – 33 учебные недели; для учащихся 2-4 классов – 34 учебные недели. Продолжительность учебных периодов в 1-4 классах делится на четверти. Учебный период 1-4 классов 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого за год: Классы Количество учебных недель 2-4 классы 9 недель и 1 день (46 дней) 1 классы 1 классы 2-4 классы 1 классы 2-4 классы 1 классы 2-4 классы 1 классы 2-4 классы 8 недель и 1 день (41 день) 7 недель и 1 день (36 дней) 7 недель и 1 день (36 дней) 9 недель и 2 дня (47 дней) 10 недель и 2 дня (52 дня) 8 недель и 1 день ( 41 день) 7 недель и 1 день (36 дней) 33 недели 34 недели Продолжительность учебной недели: 1-4 классы – пятидневная учебная неделя. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не более 3345 часов. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям( вариант 5.1) и составляет: Классы I II III IV Максимальная нагрузка, часов 21 23 23 23 Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». Начало занятий 1-й смены в 08 часов 15 минут. Продолжительность уроков – 40 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1 классов в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время занято целевыми прогулками, экскурсиями, театрализованными представлениями, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый (ступенчатый режим обучения); обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. для учащихся 1 классов организуются дополнительные каникулы в середине третьей четверти. Объём домашних заданий (по всем предметам) соответствует нормам: во 2-3 классах -1,5 часа, в 4-х классах -2 часа. В середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования ( вариант 5.2) составляет 5 лет. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю соответствует нормативным требованиям, установленным СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: Классы I доп. I II III IV Максимальная нагрузка, часов 21 21 23 23 23 Учебный план как часть основной образовательной программы направлен на обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания школьника; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования; обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения: детей с низкой учебной мотивацией и детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный план для 1-4 классов начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, обеспечивает состав и структуру предметных областей, отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта, распределяет учебное время между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений образовательного учреждения, определяет перечень направлений внеурочной деятельности. В 1-4 классах в обязательной части учебного плана находятся обязательные для всех учащихся занятия, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с ФГОС НОО. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей: - русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение); - иностранный язык (английский язык); - математика и информатика (математика); - обществознание и естествознание (окружающий мир); - искусство (музыка, изобразительное искусство); -физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура); -технология - труд (технология); - основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и светской этики). Общие характеристики учебных предметов: Русский язык и литературное чтение. Предметная область включает два учебных предмета: Русский язык и Литературное чтение. Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество. Основная цель изучения Литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и её использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства,используемые автором. Иностранный язык. Изучение Иностранного языка призвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех её сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале. Математика и информатика. Предметная область реализуется учебным предметом Математика. Изучение этого курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательствои др.). Естествознание и обществознание. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимися целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учётом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мирапроисходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно - полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного вида (познавательных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных). Основы религиозных культур и светской этики. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики. Цель её изучения – формирование представлений о многообразии культур народов, живущих в России, вкладе каждой этнокультуры (в том числе и религиозном) в общую культуру России; воспитание духовности младшего школьника: толерантности, взаимоуважения, способности к нравственному развитию, интереса к историии культуре родной страны. Искусство. Предметная область включает два учебных предмета: Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных учебных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными учебными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих учебных предметов формируются метапредметные универсальные учебные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка. Технология. Предметная область представлена учебным предметом Труд (технология). Основная цель его изучения – формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия – планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационнокоммуникативных технологий. Физическая культура(адаптивная физическая культура) Предметная область реализуется предметом Физическая культура. Основная цель его изучения – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни. Реализация АООП НОО ТНР обучающихся с тяжелыми нарушениями речи организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников, утвержденного приказом Минпросвещения России от от 21.09.2022 № 858 и учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования. Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», поддерживающим процесс освоения АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. (ТНР 5.2.) В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". С учетом особенностей контингента, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) внеурочная деятельность организуется по модели с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Во внеурочную деятельность входят обязательные коррекционные занятия в соответствии с возможностями ОО и потребностями обучающихся и запросами их родителей (законных представителей). Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20- 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз неделю. По итогам учебного года во 2-4 классах в соответствии положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана проводится промежуточная аттестация, устанавливающая соответствие знаний, умений, навыков учащихся по итогам учебного периода, требованиям учебных программ по предметам и государственным стандартам. Промежуточная аттестация проводится в форме тестовых работ, контрольных работ, контрольных диктантов, комплексной или проектной работы. Промежуточная аттестация по итогам 2024-2025 учебного года проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся с 06 мая по 22 мая 2025 года, без прекращения образовательного процесса. Формы промежуточной аттестации Учебный предмет Класс 2-3 классы Форма промежуточной аттестации Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой Русский язык 4 класс Литературное чтение 2-4 классы Иностранный (английский язык) язык Математика 2 -4 классы 2-3 классы 4 класс Окружающий мир 2-3 классы 4 класс Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство 4 класс Музыка 2-4 классы Физическая культура 2-4 классы Труд (технология) 2-4 классы 2-4 классы контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Зачёт с отметкой «зачтено» Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Учебный план МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1) на 2024-2025 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Предметные Учебные предметы области Классы Обязательная часть учебного плана Классы (количество часов) 1 2 3 В неделю 4 Всего Русский язык 5 5 5 5 20 675 Литературное чтение Иностранный язык (английский ) 4 4 4 4 16 540 2 2 2 6 204 4 4 4 4 16 540 2 2 2 2 8 270 Музыка 1 1 1 1 4 135 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 135 Труд (технология) 1 1 1 1 4 135 2 2 2 2 8 270 1 1 34 20 22 22 23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура 1 1 1 ИТОГО: 21 23 23 23 Учебные недели 33 34 34 34 Всего учебных часов 693 782 782 782 Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе в соответствии с действующими санитарными нормами 21 23 23 23 Внеурочная деятельность, включая коррекционно – развивающую область 5 5 5 5 Коррекционно – развивающая область 2 2 2 2 Коррекционно-развивающие занятия с учителем Коррекционно-развивающие занятия с учителем1 1 1 1 логопедом Коррекционно-развивающие занятия с учителем1 1 1 1 дефектологом Коррекционно-развивающие занятия с педагогом1 1 1 1 психологом 5 5 5 5 Направления внеурочной деятельности 10 10 10 10 ИТОГО: 87 2938 Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы религиозных культур и светской этики Итого: Математика Окружающий мир Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики 101 90 135 3039 90 3039 20 8 270 4 135 4 135 4 20 40 135 675 Учебный план МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2) на 2024-2025 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Предметные Учебные предметы области Классы Обязательная часть учебного плана Русский язык Русский язык и литературное чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык(английский ) Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание Количество часов в неделю/год Всего 1 2 3 4 4/132 4/136 4/136 4/136 540 4/132 4/136 - 4/136 - 4/136 - 540 - 4/132 4/136 4/136 4/136 540 2/66 2/68 2/68 2/68 270 Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 135 Изобразительное искусство 1/33 1/34 1/34 1/34 135 Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) Основы религиозных культур и светской этики 1/33 1/34 1/34 1/34 135 2/66 2/68 2/68 2/68 270 1/34 34 19 19 19 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 1/33 1/34 1/34 1/34 Иностранный язык (английский) 2/68 2/68 2/68 Физическая культура(адаптивная физическая культура) 1/33 1/34 1/34 ИТОГО: 21 23 23 23 Максимально допустимая недельная нагрузка 693 782 782 782 Внеурочная деятельность, включая коррекционно – развивающую область 6 5 5 5 Коррекционно – развивающая область Индивидуальные и подгрупповые логопедические 2 2 2 2 занятия 2 2 2 2 Развитие речи 1 1 1 1 Логопедическая ритмика 1 Произношение 4 5 5 5 Направления внеурочной деятельности 10 10 10 10 ИТОГО: 77 Искусство Технология Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Итого: - 135 204 101 90 3039 21 8 8 4 1 20 40