Пояснительная записка
Учебный план МАОУ СОШ № 1 реализующей АООП НОО обучающихся с
ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Нормативными основаниями для конструирования и реализации учебного
плана начальной школы являются следующие документы:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1599 (далее – ФГОС УО (ИН));
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями 11 февраля, 7 октября, 5 декабря
2022 г., 3 августа, 29 сентября 2023 г.);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 года № 858;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 24.11.2022 г. №1023 (далее – ФАОП НОО ОВЗ);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утверждённого приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №1026 (далее – ФАОП УО(ИН));
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024
г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»».
Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об
образовании в РФ».
- Уставом МАОУ СОШ № 1;
- Основной ООП обучающихся с умственной отсталостью (вариант1).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации. Обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
В плане представлены шесть предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
этой категории обучающихся.
Русский язык формирует коммуникативно - речевые навыки, помогает
овладевать языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание),
навыками письменной и устной речи.
Чтение формирует навык чтения, понимания прочитанной информации,
показывает значения чтения для решения социально значимых задач, служит
развитию познавательных интересов, воспитывает чувство прекрасного, дает
элементарные этические представления.
Речевая
практика
расширяет
представления
об
окружающей
действительности, актуализирует, уточняет и расширяет словарный запас, помогает
организовать речевое общение.
Математика является одним из важнейших общеобразовательных
предметов, основной целью обучения математике является подготовка
обучающихся к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Мир природы и человека формирует знания о живой и неживой природе,
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человеком.
Музыка предназначена для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектульными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства.
Рисование (изобразительное искусство) воспитывает в детях эстетические
чувства и понимание красоты окружающего мира, формирует художественный
вкус, расширяет художественно - эстетический кругозор.
Адаптивная физическая культура направлена на развитие личности
обучающегося, коррекцию нарушений физического развития, формирование
двигательных умений и навыков, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Труд (технология) учит овладевать элементарными приемами ручного труда,
формирует трудовую культуру, подготавливает к профильному обучению в
старших классах.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году во 2-4
классах. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс).
Учебный план состоит из двух частей:
1. Обязательной части, которая включает 6 образовательных областей,
представленных 9 учебными предметами, коррекционно-развивающие занятия,
проводимые учителем.
2. И части, формируемой участниками образовательных отношений, которая
включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами,
внеурочные мероприятия.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие
различные интересы обучающихся;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной
речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие
словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации.
Внеурочная
деятельность
обеспечивает
учет
индивидуальных
особенностей и потребностей учащихся с ОВЗ через организацию внеурочной
деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО учащихся с ОВЗ.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности
учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начального общего и основного общего образования при
формировании плана внеурочной деятельности образовательной организацией
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся.
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
1 час в неделю — на занятия по формированию функционально грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности).
2 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе
для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном
уровне)- «Учение с увлечением».
В соответствии с СанПин ОВЗ обучение в 1-4 классах организовано в
режиме 5 - дневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и
каникул соответствует календарному учебному графику работы школы в 2025 –
2026 учебном году. Образовательный процесс для обучающихся с умственной
отсталостью организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся:
учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков не более 40 минут.
Учебный план реализации АООП образования обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I)
на 2025 – 2026 учебный год
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
I доп.
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
2
3
3
3
3
14
Чтение
2
3
4
4
4
17
Речевая практика
3
2
2
2
2
11
2. Математика
Математика
3
3
4
4
4
18
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
2
1
1
1
7
4. Искусство
Музыка
2
2
1
1
1
7
Рисование (изобразительное
искусство)
2
1
1
1
1
6
5. Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
3
15
6. Технология
Ручной труд
2
2
1
1
1
7
21
21
20
20
20
102
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
-
-
3
3
3
9
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
21
21
23
23
23
111
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
логопедические занятия
3
3
3
3
3
15
ритмика
1
1
1
1
1
5
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
1.Духовно-нравственное направление
2
2
2
2
2
10
2.Спортивно-оздоровительное
направление
2
2
2
2
2
10
3.Общекультурное направление
1
1
1
1
1
5
Итого