Положение о работе логопеда в МАОУ СОШ №1.pdf

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС
НОО ОВЗ), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
• Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
• Методическими рекомендациями Минобрнауки по вопросам внедрения ФГОС НОО
ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
11.03.2016г.
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН),
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
• СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07. 2015 №26;
• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №
27/901-6
«О
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
(ПМПк)
образовательного учреждения»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Приказом Минобрнауки РФ от 27.03. 2006 г. № 69 «Об особенностях режима
рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений»;
• Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636 «Об утверждении
Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации»;
• Письмом Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических
рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

• Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ о работе
учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова Л.В., Бессонова Т.П.,
1996;
• Письмом Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
• Уставом МАОУ СОШ №1;
• Основной образовательной программой МАОУ СОШ №1;
• Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №1
• Адаптированной образовательной программой МАОУ СОШ №1
1.2. Настоящий Порядок регламентирует режим занятий коррекционнообразовательной деятельности и определяет механизмы сопровождения
образовательного процесса обучающихся и воспитанников специалистами школы.
1.3. Настоящий Порядок разрабатывается коллегиальным органом организации в
соответствии с частью 2-3 статьи 30 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», трудовым законодательством, проходит процедуру согласования с
представительными
органами
обучающихся
и
родителей,
утверждается
руководителем образовательной организации.
1.4. Настоящий Порядок обязателен для исполнения для всех специалистов
(учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) МАОУ СОШ
№1.
1.5. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового
распорядка,
иными
локальными
нормативными
актами
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками
работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового
законодательства.
1.6. На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
направления работы специалистов определяются исходя из квалификационных
требований к занимаемой должности.
1.7. На основании части 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ для педагогических
работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не
более 36 часов в неделю.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 г. «О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки
РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку
заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из
сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и
составляет
• для педагогов-психологов - 36 часов в неделю;

• для учителей-дефектологов, учителей-логопедов - 20 часов в неделю. Все 20 часов
своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку
заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
1.8. В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог
обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние
их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать
при необходимости с медицинскими организациями.
1.9. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости
от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная
работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и
исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по
ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных,
физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися.
1.10.Вся работа специалиста с обучающимися МАОУ СОШ №1 осуществляется с
письменного согласия родителей (законных представителей).
Основными формами организации работы с детьми, нуждающимися в помощи,
являются индивидуальные, подгрупповые (2-3 ребенка) и групповые (4-12 детей)
занятия/коррекционно-образовательная деятельность.
1.11.Продолжительность коррекционного занятия / коррекционно-образовательной
деятельности не должна превышать время, предусмотренное физиологическими
особенностями возраста детей и действующими СаНПиН:
Продолжительность занятия (академический час) с детьми школьного возраста
не должна превышать 40 минут. С целью профилактики утомления, нарушения
осанки и зрения обучающихся на занятиях следует проводить физкультминутки и
гимнастику для глаз.
1.12.В случаях, когда коррекционное занятие/коррекционно-образовательная
деятельность отменяется по независящим от организации и сотрудника причинам
(болезнь, ребенка, семейные обстоятельства и др.) время, отведенное на эту работу,
заменяется на занятие/коррекционно- образовательную деятельность с другим
ребенком.
1.13.Общая продолжительность курса коррекционных занятий /коррекционнообразовательной деятельности в течение учебного года зависит от особенностей
развития ребенка, стойкости и выраженности нарушения и составляет от двух
месяцев до года. В течение года ребенок может зачисляться к педагогу-психологу на
занятия коррекционно-образовательную деятельность на разные программы по
рекомендациям городской
психолого-медико-педагогической комиссии (далее
ПМПК) или психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной
организации.
1.14.В конце учебного года при необходимости продолжения коррекционноразвивающей работы проводится обсуждение динамики развитие ребенка на
школьном психолого-педагогическом консилиуме с рассмотрением вопроса о
продлении коррекционного курса занятий на следующий год. В соответствии с
решением консилиума и рекомендациями продолжить занятия коррекционно-

образовательную деятельность, коррекционная работа пролонгируется. По
отношению к детям с ОВЗ выпускных классов ступени (4 класс, 9 класс) решение о
необходимости проведения коррекционной работы и ее направленности принимает
ПМПК г. Березники.
1.15.Ответственность
за
обязательное
посещение
обучающимися
занятий/коррекционно-образовательной деятельности несут специалист, учитель
начальных классов, классный руководитель, администрация МАОУ СОШ №1.
1.16.Для организации работы специалиста выделяется кабинет (помещение)
площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, а также, при
необходимости, помещения для проведения фронтальных занятий и деятельности с
детьми.
1.17.Для специалистов МАОУ СОШ №1 обязательным является участие в работе
психолого-педагогического консилиума.
1.18.На основании Приказа Минобрнауки РФ от 27.03. 2006 г. № 69 «Об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других
работников образовательных учреждений» в каникулярный период специалисты
осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в
пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной им до начала
каникул.
1.19.Периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются
рабочим временем специалиста.
Специалист выполняет необходимую для обеспечения коррекционнообразовательного процесса деятельность, включающую подготовку к занятиям,
подготовку к ППк, оснащение кабинета методическим и демонстрационным
материалом, оформление документации, консультации со специалистами ППк,
посещение методических объединений, педагогических советов, совещаний,
супервизий.
2. Организация работы учителя-логопеда.
2.1. Целью логопедического сопровождения в МАОУ СОШ №1 является оказание
помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии речи, направленной на
коррекцию речевых нарушений, профилактику и преодоление трудностей в освоении
в освоении общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.
Основные задачи:
• Профилактика и коррекция нарушений в развитии устной речи и навыков письма и
чтения. • Формирование и развитие коммуникативной компетенции.
• Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
обучающимися образовательных программ.
• Разъяснение педагогическим работникам и родителям (законным представителям)
специальных методов и приемов оказания помощи детям с нарушением речи.
Основные направления деятельности:
• диагностическая работа (обследование обучающихся и воспитанников);
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа.
2.2. Организация рабочего времени учителя-логопеда
• Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителя-логопеда
устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не
более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов. Учитель-логопед

работает пять дней в неделю, весь объем данных часов рабочего времени отводит на
непосредственную работу с детьми.
• Учитель-логопед работу с детьми дополняет работой с родителями (законными
представителями) и проводит консультации, беседы, выступает на родительских
собраниях.
• График работы и циклограмма учителя-логопеда могут быть составлены в
зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня.
2.3. Планирование логопедической работы
• Учитель-логопед осуществляет логопедическую работу
в соответствии с
образовательными
программами,
адаптированными
основными
общеобразовательными программами.
• Коррекционная работа осуществляется на основании Программы коррекционноразвивающего курса на текущий учебный год. Учитель-логопед несет
ответственность за ее реализацию не в полном объеме.
• В случае необходимости уточнения речевого диагноза обучающегося учительлогопед рекомендует родителям (законным представителям) пройти с ребенком
обследование на ПМПК города.
• Учитель-логопед проводит методическую работу и другую педагогическую работу,
которая включает консультирование родителей, выступление на методических
объединениях, педагогических советах, обобщение и презентация профессионального
опыта, участие в ППк.
2.4. Организация коррекционно-образовательного процесса учителя-логопеда
• Учитель-логопед, работающий с детьми школьного возраста, проводит занятия с
обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного
учреждения и циклограммой. Время с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая отводится для
проведения обследования обучающихся, которые занимаются с учителем-логопедом
в текущем учебном году, и выявление детей, нуждающихся в логопедической
помощи. В остальное время учебного года проводятся коррекционные занятия.
• После окончания учебного процесса перерыв до начала коррекционных занятий
должен составить не менее 15 минут.
• Учитель-логопед проводит групповые (подгрупповые) и индивидуальные
занятия/КОД по коррекции речи и развитию навыков коммуникативной компетенции,
с учётом структуры нарушения обучающегося. Основной формой являются
подгрупповые и индивидуальные занятия.
• Периодичность групповых и индивидуальных занятий/КОД определяется тяжестью
речевого нарушения: дети с заиканием (логоневрозом), с ОНР, СНР, с нарушением
письма и чтения, обусловленным ОНР, СНР, должны получать коррекционную
помощь не менее 3 раз в неделю; с ФФНР, с нарушением письма и чтения,
обусловленным ФФНР, - не менее 2 раз в неделю; с ФНР - не менее 1 раза в неделю.
• Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза,
возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его
психофизического статуса.
• Продолжительность коррекционных занятий учителя-логопеда:
- индивидуальные занятия - 1,2 класс - 20 мин; 3,4класс - 25-30 мин; 5-9 класс - 35-40
мин
- подгрупповые, групповые занятия (2-4 человека.) - 1, 2 класс - 25 мин; 3,4 класс -30
мин, 5,9 класс - 45 мин.
2.5. Порядок зачисления обучающихся на логопедические занятия/
коррекционно-образовательную деятельность

• Зачисление на логопедические занятия и коррекционно-образовательную
деятельность обучающихся с нарушением речи и обучающихся с тяжелым
нарушением речи на основании заключения ПМПК города.
• На логопедическое сопровождение зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения
в развитии устной речи - общее недоразвитие речи (ОНР) разной степени
выраженности, системное нарушение речи (СНР); фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФПР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); недостатки
произношения - фонетические нарушения (ФН); нарушения речи, обусловленные
нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия - по
медицинскому заключению); заикание (логоневроз), обучающиеся, имеющие
нарушения/недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР,СНР, ФФНР или ФНР.
• Зачисления на занятия/коррекционно-образовательную деятельность проводится в
течение всего учебного года.
• В первую очередь на логопедическое сопровождение зачисляются обучающиеся,
имеющие тяжелые нарушения речи, трудности в формировании навыков письма и
чтения, препятствующие их успешному освоению основной образовательной
программы, адаптированных основных образовательных программ.
• На логопедическое сопровождение зачисляются:
- не менее 15 воспитанников с заключениями ФН, ФФН, ОНР, СНР;
- не менее 12 воспитанников с ОНР, СНР;
- не менее 12 обучающихся 1-4 классов, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением
чтения и письма.
2.6. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после
устранения у них нарушений в развитии речи. На место выбывших детей зачисляются
другие.
2.7. Вся работа специалиста проводится с письменного согласия родителей. Родитель
также оповещается о результативности проводимой работы.
2.8. В случае отсутствия ребенка на занятиях/коррекционно- образовательной
деятельности по уважительной причине (болезни) место за ребенком сохраняется.
При систематическом непосещении занятий/ коррекционно-образовательной
деятельности обучающимся учитель-логопед уведомляет родителей (законных
представителей) о факте нарушений режима посещаемости, и при дальнейших
пропусках обучающийся/воспитанник переводится в резервный список, а на его
место зачисляется другой ребенок, нуждающийся в логопедическом сопровождении.
2.9. Ведение отчетной документации
• На каждого обучающегося, зачисленного на коррекционные занятия/ коррекционнообразовательную деятельность с учителем-логопедом заполняется речевая карта и
протокол обследования.
• Учитель-логопед ведет следующую документацию:
- график работы и циклограмма рабочего времени;
журнал
учета
посещаемости
коррекционных
занятий/коррекционнообразовательной деятельности с обучающимися;
- список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и
характера речевого нарушения;
- программы коррекционно-развивающих курсов;
- программы индивидуального сопровождения ребенка;
- речевые карты и протоколы обследования;
лист
динамики
коррекционных
занятий/коррекционно-образовательной
деятельности;
- паспорт логопедического кабинета.

Учитель-логопед ведет индивидуальные рабочие тетради (папки учащихся),
составляет ежегодный отчет, отражающий результаты коррекционно-педагогической
работы, предоставляет его администрации. Оформляет портфолио специалиста и
папку по теме самообразования.
3. Организация работы учителя-дефектолога
3.1. Целью работы учителя-дефектолога в МАОУ СОШ №1 является коррекция
недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной
образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной
программы.
Основные задачи:
• определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации;
• предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении
специальных образовательных условий;
• проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий/коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в
психическом и/или физическом развитии ребенка с ОВЗ;
- мониторинг развития ребенка;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком.
Основные направления работы учителя-дефектолога
• диагностическое;
• коррекционное;
• консультативно-просветительское;
• организационно-методическое.
3.2. Организация рабочего времени учителя-дефектолога
• Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителядефектолога устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего
времени не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов. Учительдефектолог работает пять дней в неделю, весь объем данных часов рабочего времени
отводит на непосредственную работу с детьми.
• Учитель-дефектолог работу с детьми дополняет работой с родителями (законными
представителями) и проводит консультации, беседы, выступает на родительских
собраниях.
• График работы и циклограмма могут быть составлены в зависимости от занятости
детей как в первую, так и во вторую половину дня.
3.3. Планирование коррекционной работы учителя-дефектолога
• Планирование коррекционной работы учитель-дефектолог осуществляет в
соответствии с адаптированными основными общеобразовательными программами и
программой коррекционной работы.
• Коррекционная работа осуществляется на основании программ коррекционноразвивающих курсов на текущий учебный год. Учитель-дефектолог несет
ответственность за ее реализацию в полном объеме.

• В случае необходимости уточнения образовательного маршрута обучающегося
учитель-дефектолог рекомендует родителям (законным представителям) пройти с
ребенком обследование на ПМПК города.
• Учитель-дефектолог проводит методическую работу и другую педагогическую
работу, которая включает консультирование родителей, выступление на
методических объединениях, педагогических советах, обобщение и презентация
профессионального опыта, участие в ППк.
3.4.
Организация
коррекционно-образовательного
процесса
учителядефектолога
• Учитель-дефектолог, работающий с детьми школьного возраста проводит занятия с
обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного
учреждения и циклограммой. Время с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая отводится для
проведения обследования обучающихся. В остальное время учебного года проводятся
коррекционные занятия.
• После окончания учебного процесса перерыв до начала коррекционных занятий
должен составить не менее 15 минут.
• Учитель-дефектолог проводит групповые (подгрупповые) и индивидуальные
занятия/КОД по коррекции недостатков психического и /или физического развития, с
учётом структуры нарушения обучающегося.
• Основной формой являются подгрупповые занятия. Предельная наполняемость
групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии ребенка.
• Общая продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста ребенка,
индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса и
рекомендаций ПМПК, ППк.
• Продолжительность коррекционных занятий учителя-дефектолога:
- индивидуальные занятия - 1,2 класс - 20 мин; 3,4класс - 25-30 мин; 5-9 класс - 35-40
мин
- подгрупповые, групповые занятия (2-4 человека.) - 1, 2 класс - 25 мин; 3,4 класс -30
мин, 5-9 класс - 45 мин.
• Периодичность занятий 2 раза в неделю, определяется тяжестью нарушения и
индивидуальными особенностями ребенка. Между подгрупповыми, групповыми
занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными занятиями
– 5-10 минут.
3.5. Порядок зачисления обучающихся на занятия/ коррекционнообразовательную деятельность учителя-дефектолога
• Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителюдефектологу осуществляется на основании решения ПМПК города.
• Зачисления на занятия/коррекционно-образовательную деятельность производится в
течение всего учебного года.
• На занятия к учителю-дефектологу зачисляются:
- не менее 12 обучающихся 1-4 классов с ЗПР, нарушением зрения, с нарушением
слуха (слабослышащие),
- не менее 12 обучающихся 1-4 классов с ОВЗ разных категорий.
3.6. Выпуск обучающихся производится по окончанию учебного года, по по
окончанию образовательной ступени (начального образования) по решению ППк. По
окончанию образовательной ступени ребенок, нуждающийся в коррекционной
помощи направляется на ПМПК для определения дальнейшего образовательного
маршрута. На место выбывших детей зачисляются другие.
3.7. Вся работа специалиста проводится с письменного согласия родителей. Родитель
также оповещается о результативности проводимой работы.

3.8. В случае отсутствия ребенка на занятиях/коррекционно-образовательной
деятельности по уважительной причине (болезни) место за ребенком сохраняется.
При систематическом непосещении занятий/ коррекционно-образовательной
деятельности обучающимся учитель-логопед уведомляет родителей (законных
представителей) о факте нарушений режима посещаемости, и при дальнейших
пропусках обучающийся/воспитанник переводится в резервный список, а на его
место зачисляется другой ребенок, нуждающийся в психолого-педагогическом
сопровождении.
3.9. Ведение отчетной документации
• На каждого обучающегося, зачисленного на коррекционно-образовательную
деятельность и коррекционно-развивающие занятия к учителю-дефектологу
заполняется протокол обследования, собирается папка обучающегося/воспитанника.
• Учитель-дефектолог ведет следующую документацию:
- график работы и циклограмма рабочего времени;
журнал
учета
посещаемости
коррекционных
занятий/коррекционнообразовательной деятельности с обучающимися;
- список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, с указанием
возраста и характера нарушения;
- программы коррекционно-развивающих курсов;
- программы индивидуального сопровождения ребенка;
- папки на обучающегося/воспитанника и протоколы обследования;
- лист динамики коррекционно-образовательной деятельности;
- паспорт кабинета.
Учитель-дефектолог составляет ежегодный отчет, отражающий результаты
коррекционно-педагогической работы, предоставляя его администрации. Оформляет
портфолио специалиста и папку по теме самообразования.
4. Организация работы педагога-психолога
4.1. Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является
создание социально-психологических условий для полноценного психического и
личностного развития обучающихся и воспитанников.
Основные задачи:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и
динамику его психологического развития;
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
• создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи
детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социализации;
• психолого-педагогическое сопровождение формирования компетенций;
• психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей, повышение их
компетентности.
Основные направления работы педагога-психолога
• психологическое сопровождение образовательной деятельности;
• психологическое сопровождение воспитания и социализации;
• коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями,
особыми возможностями здоровья.
4.2. Организация рабочего времени педагога-психолога
• Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки составляет
36 часов в неделю.

• Время выполнения индивидуальной и групповой профилактической,
диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей работы с
обучающимися и воспитанниками; а также экспертной, консультационной работы с
педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по
вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении
составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени и
составляет не менее 18 часов в неделю.
• При распределении часов, отведенных на реализацию непосредственной
практической деятельности с участниками образовательного процесса, рекомендуется
руководствоваться следующим ориентировочным распределением рабочего времени
педагога-психолога по видам деятельности:
• Индивидуальное психологическое обследование - 1,5 часов в неделю;
• Групповое психологическое обследование - 1,5 часов в неделю;
• Индивидуальная консультация - 2 часа в неделю;
• Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие/КОД или занятие в мини
группе (2 чел.), сопровождение образовательной деятельности - 7 часов в неделю;
• Групповое занятие/КОД (коррекционное, развивающее, профилактическое) - 8 часов
в неделю.
Остальное
время
в
пределах
установленной
педагогу-психологу
продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и
групповой работе с обучающимися; обработку, анализ и обобщение полученных
результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими
работниками и родителями обучающихся; просветительскую, экспертную и
организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной
квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических
объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной
документации и др.).
При распределении часов, отведенных на реализацию научно-методического и
организационного обеспечения профессиональной деятельности педагога-психолога
непосредственно в образовательном учреждении, рекомендуется руководствоваться
следующим ориентировочным распределением рабочего времени педагога-психолога
по видам деятельности:
• экспертная работа -1 час в неделю (непосредственно в ОО);
• просветительская работа - 1 час в неделю (непосредственно в ОО);
• работа с документацией - 2 часа в неделю (непосредственно в ОО);
• обработка диагностики и анализ полученных результатов - 2 часа в неделю
(непосредственно в ОО).
4.3. Планирование и организация работы педагога-психолога
Формами реализации профессиональной деятельности педагогов- психологов
по трем данным направлениям являются: психологическая диагностика,
коррекционная и развивающая деятельность, психологическая профилактика,
психологическое просвещение, психологическое консультирование.
Психологическая профилактики предусматривает деятельность по:
• разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных
возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей
в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического
развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном
этапе, элиминированием неблагоприятных психологических факторов в
образовательной среде, семье;

• обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную
ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и
становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
• психологическая подготовка к прохождению ВПР, ОГЭ и ЕГЭ;
• подготовке детей и подростков и осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели
бы реализовать свои способности и знания;
• своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и
психического здоровья детей и подростков;
• своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и
подростков.
Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:
• повышению психологической культуры населения
• формированию потребности в психологических знаниях и их практическому
применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или
в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов,
воспитателей, родителей, формированию у субъектов психологической помощи
потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.
Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
• получению своевременной информации об индивидуально-психологических
особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для
оказаний психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
• выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для
обеспечения наиболее полного личностного самоопределения;
• определению причин нарушений в освоении образовательных стандартов,
поведении и развитии несовершеннолетних.
Коррекционная и развивающая работа предусматривает деятельность по:
• активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему
психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации
возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также
личностного роста и профессионального совершенствования участников
образовательного процесса;
• участию в разработке, апробации и внедрении комплексных программ
индивидуальной помощи, развивающих и коррекционных программ;
• реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
снижению
или
устранению
отклонений
в
психологическом
развитии
несовершеннолетних.
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
• ориентации родителей и педагогов в вопросах возрастных и индивидуальных
особенностей психологического развития ребенка;
• своевременному первичному выявлению детей с различными отклонениями и
нарушениями психологического развития;
• предупреждению вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным
соматическим или психологическим здоровьем, выработке рекомендаций по
психогигиене и психопрофилактике;
• выработке рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в
освоении образовательных стандартов для педагогов, родителей и других участников
образовательного процесса;
• выработке рекомендаций по воспитательному воздействию в семье;
• коррекционной работе индивидуально или в специальных группах при
консультации с детьми и родителями.

Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает в
себя: планирование и анализ работы, планирование, обработку и анализ
психодиагностических мероприятий, планирование, подготовку и анализ
коррекционной и развивающей работы, подготовку материалов к консультированию
и просвещению, ведение текущей и отчетной документации, сбор и пополнение
методических материалов, повышение уровня квалификации и самообразование,
экспертную работу, осуществление методических разработок, взаимодействие с
иными
учреждениями
с
целью
обеспечения
психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
4.4. Ведение отчетной документации
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в
общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее
эффективности, для педагогов-психологов установлены следующие формы
документации:
• Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
• Журнал учета проведенной работы.
• Журнал учета посещаемости коррекционных и развивающих занятий.
• График работы на неделю.
• Циклограмма рабочего времени.
• Программы коррекционно-развивающих, профилактических, развивающих курсов.
• Программы индивидуального сопровождения ребенка.
• Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Педагог-психолог также обязан вести текущую внутреннюю документацию,
представляющую собой рабочие материалы педагога-психолога и включающую в
себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым
классом, педагогом, родителями и др. Такая документация может быть представлена
протоколами и данными обследований, бесед, наблюдений и других форм работы;
данными о рекомендациях, даваемых детям, педагогам и родителям; письменными
заключениями, предоставляемыми педагогом-психологом другим специалистам,
родителям и т.п.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».