• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» • Методическими рекомендациями Минобрнауки по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.03.2016г. • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 №26; • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; • Приказом Минобрнауки РФ от 27.03. 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»; • Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; • Письмом Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; • Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова Л.В., Бессонова Т.П., 1996; • Письмом Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». • Уставом МАОУ СОШ №1; • Основной образовательной программой МАОУ СОШ №1; • Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №1 • Адаптированной образовательной программой МАОУ СОШ №1 1.2. Настоящий Порядок регламентирует режим занятий коррекционнообразовательной деятельности и определяет механизмы сопровождения образовательного процесса обучающихся и воспитанников специалистами школы. 1.3. Настоящий Порядок разрабатывается коллегиальным органом организации в соответствии с частью 2-3 статьи 30 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», трудовым законодательством, проходит процедуру согласования с представительными органами обучающихся и родителей, утверждается руководителем образовательной организации. 1.4. Настоящий Порядок обязателен для исполнения для всех специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) МАОУ СОШ №1. 1.5. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства. 1.6. На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» направления работы специалистов определяются исходя из квалификационных требований к занимаемой должности. 1.7. На основании части 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и составляет • для педагогов-психологов - 36 часов в неделю; • для учителей-дефектологов, учителей-логопедов - 20 часов в неделю. Все 20 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. 1.8. В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 1.9. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. 1.10.Вся работа специалиста с обучающимися МАОУ СОШ №1 осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей). Основными формами организации работы с детьми, нуждающимися в помощи, являются индивидуальные, подгрупповые (2-3 ребенка) и групповые (4-12 детей) занятия/коррекционно-образовательная деятельность. 1.11.Продолжительность коррекционного занятия / коррекционно-образовательной деятельности не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и действующими СаНПиН: Продолжительность занятия (академический час) с детьми школьного возраста не должна превышать 40 минут. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на занятиях следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. 1.12.В случаях, когда коррекционное занятие/коррекционно-образовательная деятельность отменяется по независящим от организации и сотрудника причинам (болезнь, ребенка, семейные обстоятельства и др.) время, отведенное на эту работу, заменяется на занятие/коррекционно- образовательную деятельность с другим ребенком. 1.13.Общая продолжительность курса коррекционных занятий /коррекционнообразовательной деятельности в течение учебного года зависит от особенностей развития ребенка, стойкости и выраженности нарушения и составляет от двух месяцев до года. В течение года ребенок может зачисляться к педагогу-психологу на занятия коррекционно-образовательную деятельность на разные программы по рекомендациям городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) или психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации. 1.14.В конце учебного года при необходимости продолжения коррекционноразвивающей работы проводится обсуждение динамики развитие ребенка на школьном психолого-педагогическом консилиуме с рассмотрением вопроса о продлении коррекционного курса занятий на следующий год. В соответствии с решением консилиума и рекомендациями продолжить занятия коррекционно- образовательную деятельность, коррекционная работа пролонгируется. По отношению к детям с ОВЗ выпускных классов ступени (4 класс, 9 класс) решение о необходимости проведения коррекционной работы и ее направленности принимает ПМПК г. Березники. 1.15.Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий/коррекционно-образовательной деятельности несут специалист, учитель начальных классов, классный руководитель, администрация МАОУ СОШ №1. 1.16.Для организации работы специалиста выделяется кабинет (помещение) площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, а также, при необходимости, помещения для проведения фронтальных занятий и деятельности с детьми. 1.17.Для специалистов МАОУ СОШ №1 обязательным является участие в работе психолого-педагогического консилиума. 1.18.На основании Приказа Минобрнауки РФ от 27.03. 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» в каникулярный период специалисты осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной им до начала каникул. 1.19.Периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем специалиста. Специалист выполняет необходимую для обеспечения коррекционнообразовательного процесса деятельность, включающую подготовку к занятиям, подготовку к ППк, оснащение кабинета методическим и демонстрационным материалом, оформление документации, консультации со специалистами ППк, посещение методических объединений, педагогических советов, совещаний, супервизий. 2. Организация работы учителя-логопеда. 2.1. Целью логопедического сопровождения в МАОУ СОШ №1 является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии речи, направленной на коррекцию речевых нарушений, профилактику и преодоление трудностей в освоении в освоении общеобразовательных программ по русскому языку и чтению. Основные задачи: • Профилактика и коррекция нарушений в развитии устной речи и навыков письма и чтения. • Формирование и развитие коммуникативной компетенции. • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ. • Разъяснение педагогическим работникам и родителям (законным представителям) специальных методов и приемов оказания помощи детям с нарушением речи. Основные направления деятельности: • диагностическая работа (обследование обучающихся и воспитанников); • коррекционно-развивающая работа; • консультативная работа; • информационно-просветительская работа. 2.2. Организация рабочего времени учителя-логопеда • Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителя-логопеда устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов. Учитель-логопед работает пять дней в неделю, весь объем данных часов рабочего времени отводит на непосредственную работу с детьми. • Учитель-логопед работу с детьми дополняет работой с родителями (законными представителями) и проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях. • График работы и циклограмма учителя-логопеда могут быть составлены в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. 2.3. Планирование логопедической работы • Учитель-логопед осуществляет логопедическую работу в соответствии с образовательными программами, адаптированными основными общеобразовательными программами. • Коррекционная работа осуществляется на основании Программы коррекционноразвивающего курса на текущий учебный год. Учитель-логопед несет ответственность за ее реализацию не в полном объеме. • В случае необходимости уточнения речевого диагноза обучающегося учительлогопед рекомендует родителям (законным представителям) пройти с ребенком обследование на ПМПК города. • Учитель-логопед проводит методическую работу и другую педагогическую работу, которая включает консультирование родителей, выступление на методических объединениях, педагогических советах, обобщение и презентация профессионального опыта, участие в ППк. 2.4. Организация коррекционно-образовательного процесса учителя-логопеда • Учитель-логопед, работающий с детьми школьного возраста, проводит занятия с обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения и циклограммой. Время с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая отводится для проведения обследования обучающихся, которые занимаются с учителем-логопедом в текущем учебном году, и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. В остальное время учебного года проводятся коррекционные занятия. • После окончания учебного процесса перерыв до начала коррекционных занятий должен составить не менее 15 минут. • Учитель-логопед проводит групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия/КОД по коррекции речи и развитию навыков коммуникативной компетенции, с учётом структуры нарушения обучающегося. Основной формой являются подгрупповые и индивидуальные занятия. • Периодичность групповых и индивидуальных занятий/КОД определяется тяжестью речевого нарушения: дети с заиканием (логоневрозом), с ОНР, СНР, с нарушением письма и чтения, обусловленным ОНР, СНР, должны получать коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю; с ФФНР, с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФНР, - не менее 2 раз в неделю; с ФНР - не менее 1 раза в неделю. • Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. • Продолжительность коррекционных занятий учителя-логопеда: - индивидуальные занятия - 1,2 класс - 20 мин; 3,4класс - 25-30 мин; 5-9 класс - 35-40 мин - подгрупповые, групповые занятия (2-4 человека.) - 1, 2 класс - 25 мин; 3,4 класс -30 мин, 5,9 класс - 45 мин. 2.5. Порядок зачисления обучающихся на логопедические занятия/ коррекционно-образовательную деятельность • Зачисление на логопедические занятия и коррекционно-образовательную деятельность обучающихся с нарушением речи и обучающихся с тяжелым нарушением речи на основании заключения ПМПК города. • На логопедическое сопровождение зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной речи - общее недоразвитие речи (ОНР) разной степени выраженности, системное нарушение речи (СНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФПР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); недостатки произношения - фонетические нарушения (ФН); нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия - по медицинскому заключению); заикание (логоневроз), обучающиеся, имеющие нарушения/недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР,СНР, ФФНР или ФНР. • Зачисления на занятия/коррекционно-образовательную деятельность проводится в течение всего учебного года. • В первую очередь на логопедическое сопровождение зачисляются обучающиеся, имеющие тяжелые нарушения речи, трудности в формировании навыков письма и чтения, препятствующие их успешному освоению основной образовательной программы, адаптированных основных образовательных программ. • На логопедическое сопровождение зачисляются: - не менее 15 воспитанников с заключениями ФН, ФФН, ОНР, СНР; - не менее 12 воспитанников с ОНР, СНР; - не менее 12 обучающихся 1-4 классов, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением чтения и письма. 2.6. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи. На место выбывших детей зачисляются другие. 2.7. Вся работа специалиста проводится с письменного согласия родителей. Родитель также оповещается о результативности проводимой работы. 2.8. В случае отсутствия ребенка на занятиях/коррекционно- образовательной деятельности по уважительной причине (болезни) место за ребенком сохраняется. При систематическом непосещении занятий/ коррекционно-образовательной деятельности обучающимся учитель-логопед уведомляет родителей (законных представителей) о факте нарушений режима посещаемости, и при дальнейших пропусках обучающийся/воспитанник переводится в резервный список, а на его место зачисляется другой ребенок, нуждающийся в логопедическом сопровождении. 2.9. Ведение отчетной документации • На каждого обучающегося, зачисленного на коррекционные занятия/ коррекционнообразовательную деятельность с учителем-логопедом заполняется речевая карта и протокол обследования. • Учитель-логопед ведет следующую документацию: - график работы и циклограмма рабочего времени; журнал учета посещаемости коррекционных занятий/коррекционнообразовательной деятельности с обучающимися; - список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; - программы коррекционно-развивающих курсов; - программы индивидуального сопровождения ребенка; - речевые карты и протоколы обследования; лист динамики коррекционных занятий/коррекционно-образовательной деятельности; - паспорт логопедического кабинета. Учитель-логопед ведет индивидуальные рабочие тетради (папки учащихся), составляет ежегодный отчет, отражающий результаты коррекционно-педагогической работы, предоставляет его администрации. Оформляет портфолио специалиста и папку по теме самообразования. 3. Организация работы учителя-дефектолога 3.1. Целью работы учителя-дефектолога в МАОУ СОШ №1 является коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы. Основные задачи: • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; • определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации; • предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении специальных образовательных условий; • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий/коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в психическом и/или физическом развитии ребенка с ОВЗ; - мониторинг развития ребенка; - консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком. Основные направления работы учителя-дефектолога • диагностическое; • коррекционное; • консультативно-просветительское; • организационно-методическое. 3.2. Организация рабочего времени учителя-дефектолога • Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителядефектолога устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов. Учительдефектолог работает пять дней в неделю, весь объем данных часов рабочего времени отводит на непосредственную работу с детьми. • Учитель-дефектолог работу с детьми дополняет работой с родителями (законными представителями) и проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях. • График работы и циклограмма могут быть составлены в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. 3.3. Планирование коррекционной работы учителя-дефектолога • Планирование коррекционной работы учитель-дефектолог осуществляет в соответствии с адаптированными основными общеобразовательными программами и программой коррекционной работы. • Коррекционная работа осуществляется на основании программ коррекционноразвивающих курсов на текущий учебный год. Учитель-дефектолог несет ответственность за ее реализацию в полном объеме. • В случае необходимости уточнения образовательного маршрута обучающегося учитель-дефектолог рекомендует родителям (законным представителям) пройти с ребенком обследование на ПМПК города. • Учитель-дефектолог проводит методическую работу и другую педагогическую работу, которая включает консультирование родителей, выступление на методических объединениях, педагогических советах, обобщение и презентация профессионального опыта, участие в ППк. 3.4. Организация коррекционно-образовательного процесса учителядефектолога • Учитель-дефектолог, работающий с детьми школьного возраста проводит занятия с обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения и циклограммой. Время с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая отводится для проведения обследования обучающихся. В остальное время учебного года проводятся коррекционные занятия. • После окончания учебного процесса перерыв до начала коррекционных занятий должен составить не менее 15 минут. • Учитель-дефектолог проводит групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия/КОД по коррекции недостатков психического и /или физического развития, с учётом структуры нарушения обучающегося. • Основной формой являются подгрупповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии ребенка. • Общая продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса и рекомендаций ПМПК, ППк. • Продолжительность коррекционных занятий учителя-дефектолога: - индивидуальные занятия - 1,2 класс - 20 мин; 3,4класс - 25-30 мин; 5-9 класс - 35-40 мин - подгрупповые, групповые занятия (2-4 человека.) - 1, 2 класс - 25 мин; 3,4 класс -30 мин, 5-9 класс - 45 мин. • Периодичность занятий 2 раза в неделю, определяется тяжестью нарушения и индивидуальными особенностями ребенка. Между подгрупповыми, групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными занятиями – 5-10 минут. 3.5. Порядок зачисления обучающихся на занятия/ коррекционнообразовательную деятельность учителя-дефектолога • Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителюдефектологу осуществляется на основании решения ПМПК города. • Зачисления на занятия/коррекционно-образовательную деятельность производится в течение всего учебного года. • На занятия к учителю-дефектологу зачисляются: - не менее 12 обучающихся 1-4 классов с ЗПР, нарушением зрения, с нарушением слуха (слабослышащие), - не менее 12 обучающихся 1-4 классов с ОВЗ разных категорий. 3.6. Выпуск обучающихся производится по окончанию учебного года, по по окончанию образовательной ступени (начального образования) по решению ППк. По окончанию образовательной ступени ребенок, нуждающийся в коррекционной помощи направляется на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. На место выбывших детей зачисляются другие. 3.7. Вся работа специалиста проводится с письменного согласия родителей. Родитель также оповещается о результативности проводимой работы. 3.8. В случае отсутствия ребенка на занятиях/коррекционно-образовательной деятельности по уважительной причине (болезни) место за ребенком сохраняется. При систематическом непосещении занятий/ коррекционно-образовательной деятельности обучающимся учитель-логопед уведомляет родителей (законных представителей) о факте нарушений режима посещаемости, и при дальнейших пропусках обучающийся/воспитанник переводится в резервный список, а на его место зачисляется другой ребенок, нуждающийся в психолого-педагогическом сопровождении. 3.9. Ведение отчетной документации • На каждого обучающегося, зачисленного на коррекционно-образовательную деятельность и коррекционно-развивающие занятия к учителю-дефектологу заполняется протокол обследования, собирается папка обучающегося/воспитанника. • Учитель-дефектолог ведет следующую документацию: - график работы и циклограмма рабочего времени; журнал учета посещаемости коррекционных занятий/коррекционнообразовательной деятельности с обучающимися; - список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, с указанием возраста и характера нарушения; - программы коррекционно-развивающих курсов; - программы индивидуального сопровождения ребенка; - папки на обучающегося/воспитанника и протоколы обследования; - лист динамики коррекционно-образовательной деятельности; - паспорт кабинета. Учитель-дефектолог составляет ежегодный отчет, отражающий результаты коррекционно-педагогической работы, предоставляя его администрации. Оформляет портфолио специалиста и папку по теме самообразования. 4. Организация работы педагога-психолога 4.1. Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и воспитанников. Основные задачи: • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития; • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социализации; • психолого-педагогическое сопровождение формирования компетенций; • психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей, повышение их компетентности. Основные направления работы педагога-психолога • психологическое сопровождение образовательной деятельности; • психологическое сопровождение воспитания и социализации; • коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями, особыми возможностями здоровья. 4.2. Организация рабочего времени педагога-психолога • Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки составляет 36 часов в неделю. • Время выполнения индивидуальной и групповой профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей работы с обучающимися и воспитанниками; а также экспертной, консультационной работы с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени и составляет не менее 18 часов в неделю. • При распределении часов, отведенных на реализацию непосредственной практической деятельности с участниками образовательного процесса, рекомендуется руководствоваться следующим ориентировочным распределением рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности: • Индивидуальное психологическое обследование - 1,5 часов в неделю; • Групповое психологическое обследование - 1,5 часов в неделю; • Индивидуальная консультация - 2 часа в неделю; • Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие/КОД или занятие в мини группе (2 чел.), сопровождение образовательной деятельности - 7 часов в неделю; • Групповое занятие/КОД (коррекционное, развивающее, профилактическое) - 8 часов в неделю. Остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся; просветительскую, экспертную и организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). При распределении часов, отведенных на реализацию научно-методического и организационного обеспечения профессиональной деятельности педагога-психолога непосредственно в образовательном учреждении, рекомендуется руководствоваться следующим ориентировочным распределением рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности: • экспертная работа -1 час в неделю (непосредственно в ОО); • просветительская работа - 1 час в неделю (непосредственно в ОО); • работа с документацией - 2 часа в неделю (непосредственно в ОО); • обработка диагностики и анализ полученных результатов - 2 часа в неделю (непосредственно в ОО). 4.3. Планирование и организация работы педагога-психолога Формами реализации профессиональной деятельности педагогов- психологов по трем данным направлениям являются: психологическая диагностика, коррекционная и развивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование. Психологическая профилактики предусматривает деятельность по: • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; • контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе, элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье; • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации; • психологическая подготовка к прохождению ВПР, ОГЭ и ЕГЭ; • подготовке детей и подростков и осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания; • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков; • своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по: • повышению психологической культуры населения • формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов, воспитателей, родителей, формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по: • получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказаний психологической помощи детям, их родителям, педагогам; • выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного самоопределения; • определению причин нарушений в освоении образовательных стандартов, поведении и развитии несовершеннолетних. Коррекционная и развивающая работа предусматривает деятельность по: • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностного роста и профессионального совершенствования участников образовательного процесса; • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных программ индивидуальной помощи, развивающих и коррекционных программ; • реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в психологическом развитии несовершеннолетних. Психологическое консультирование предусматривает деятельность по: • ориентации родителей и педагогов в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей психологического развития ребенка; • своевременному первичному выявлению детей с различными отклонениями и нарушениями психологического развития; • предупреждению вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или психологическим здоровьем, выработке рекомендаций по психогигиене и психопрофилактике; • выработке рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в освоении образовательных стандартов для педагогов, родителей и других участников образовательного процесса; • выработке рекомендаций по воспитательному воздействию в семье; • коррекционной работе индивидуально или в специальных группах при консультации с детьми и родителями. Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает в себя: планирование и анализ работы, планирование, обработку и анализ психодиагностических мероприятий, планирование, подготовку и анализ коррекционной и развивающей работы, подготовку материалов к консультированию и просвещению, ведение текущей и отчетной документации, сбор и пополнение методических материалов, повышение уровня квалификации и самообразование, экспертную работу, осуществление методических разработок, взаимодействие с иными учреждениями с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. 4.4. Ведение отчетной документации В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов установлены следующие формы документации: • Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. • Журнал учета проведенной работы. • Журнал учета посещаемости коррекционных и развивающих занятий. • График работы на неделю. • Циклограмма рабочего времени. • Программы коррекционно-развивающих, профилактических, развивающих курсов. • Программы индивидуального сопровождения ребенка. • Аналитический отчет о проведенной работе за год. Педагог-психолог также обязан вести текущую внутреннюю документацию, представляющую собой рабочие материалы педагога-психолога и включающую в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др. Такая документация может быть представлена протоколами и данными обследований, бесед, наблюдений и других форм работы; данными о рекомендациях, даваемых детям, педагогам и родителям; письменными заключениями, предоставляемыми педагогом-психологом другим специалистам, родителям и т.п. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)