Презентация мастер-класса
«Формирование исследовательской компетенции на уроках географии»
учителя географии МАОУ СОШ №1
В.А. Казанцевой
Цель мастер-класса:
познакомить участников мастер-класса с построением образовательного
процесса с учетом использования исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
•Знакомство
участников
мастер-класса
с
основными
теоретическими
аспектами исследовательской деятельности учащихся;
•Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской
деятельности учащихся.
План мастер-класса:
1.Актуальность проблемы
2.Установочный доклад (из опыта работы)
3.Работа в группах
4.Информация из групп
5.Подведение итогов работы
В современной школе развитие исследовательской познавательной
активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной
работы со школьниками.
Исследование
как
метод
обучения
может
быть
использовано
практически на каждом уроке, и конечно же, во внеклассной работе.
Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к
самостоятельной исследовательской работе. Как учителю организовать
работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести
исследование по возникшей проблеме? Выход вижу во включении
учеников в самостоятельную поисковую деятельность.
Все исследования условно можно объединить в три основные группы:
-фантастические: ориентированные
на
разработку
несуществующих,
фантастических объектов и явлений;
-эмпирические: тесно связанные с практикой и предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
-теоретические: ориентированные на работу по изучению и обобщению
фактов, материалов, содержащихся в разных источниках информации.
Основные
методы,
используемые
при
обучении
учебному
исследованию:
- метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект,
познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;
- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о какомлибо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что?
зачем? где? чем? как? когда?
- метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с
культурно-историческими аналогами;
- метод эвристического наблюдения, его цель – научить детей добывать и
конструировать знания с помощью наблюдения;
-
метод
эвристического
исследования:
ученикам
предлагается
самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели
исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие
вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;
- метод конструирования понятия: сопоставляя и обсуждая детские
представления о понятии, помогаю достроить его до культурных форм.
Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;
- метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что
произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все
растения, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.
Организую исследовательскую деятельность школьников с учетом их
возраста, времени ,необходимого для работы. На уроках ребята старших
классов занимаются теоретическим исследованием. Школьники 6-7 классов в
соответствии с их интересами проводят эмпирические исследования,
например, в 6 классе при изучении темы «Температура воздуха»
обучающиеся сравнивают показатели температуры на данную дату за
несколько лет, определяют, чем они отличаются друг от друга и
самостоятельно приходят к выводу, что показатели погоды не имеют четкого
повторения. Часто исследования, начатые на уроке, продолжаются дальше на
кружке. Учащиеся в самостоятельной исследовательской работе используют
памятки:
Приемы и методы, деятельность ученика и учителя зависит от стадии
вызова.
Система работы по развитию исследовательских способностей
школьников, сложившаяся в моей практике:
-организация исследовательской деятельности на уроке;
-проведение наблюдений или эксперимента дома или на пришкольном
участке;
-продолжение исследования на занятиях кружка;
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск
информации в том числе и в Интернете и т.д.);
-целенаправленная подготовка к участию в НПК школьников.
Для эффективной работы по формированию исследовательской
компетенции важно, чтобы исследование не воспринималось как разовое
мероприятие. Оно должно проводиться по отработанной схеме. Так мною
создан банк данных учебно-исследовательских работ. При желании ученики
могут изучить интересующую их тему, найти точки роста и продолжить
исследование. Этот банк постоянно обновляется.
При
организации
учебного
исследования
обычно
такие основные элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
включаю
выработку гипотезы (предположения);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового продукта.
Вопрос участникам мастер-класса: «От чего зависит успешность человека
в жизни?»
(на доске записываются ответы участников: деньги? Здоровье? и.т.д.), идет
обсуждение ответов участников из групп).
Вопрос участникам: «Что только сейчас мы проделали?»
Мы выдвинули ряд гипотез, которые могут найти свое подтверждение или
опровержение в результате исследования.
Жизнь все время «подбрасывает» целый ряд вопросов, на которые нет
однозначного ответа, но мы находим им какое-то решение.
Вопрос
участникам
мастер-класса: «Посмотрите
на
яблоко.
Скажите какое оно?»
(перечисляются качества и свойства яблока: красное, большое, сладкое и т.д.)
Вопрос: «Можно ли дать конкретный ответ на заданный вопрос?»
Конечно, же - нет. Пока не попробуешь, не поймешь.
Вопросы и задачи с множественным ответом называются открытыми.
В зависимости от интересов, возраста, познавательных компетенций
учеников, на основе решения изобретательных открытых задач мне удается
вовлечь детей в исследовательскую деятельность.
Мы часто сталкиваемся в своей работе с педагогическими задачами,
ответ на которые дать не так-то просто.Например, существует проблема - не
все дети выполняют домашнее задание. Опять на помощь приходят памятки.
Предлагаю в группах разработать мини-проект «Как способствовать
тому, чтобы домашние задания выполнялись?» (вдвинуть гипотезы,
найти возможные варианты решения проблемы).
Гипотеза может быть следующей:
«Если задание будет не индивидуальным, а групповым или в паре, то
обучающиеся его выполнят».
Далее идет работа в группах (предлагают свою гипотезу и варианты ее
решения).
Выступление из групп.
Подведение итогов работы.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все
эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и
сомнения
рассеиваются
исследовательская
работа
сразу,
с
как
только
детьми.
начинается
Особенность
реальная
организации
исследовательской деятельности в том, что в ней могут принимать участие не
только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования
будет другим.
Наша современная жизнь заставляет нас педагогов научить и детей
находить выход из разных ситуаций. Не секрет, что молодых специалистов
оценивают на производстве не только по профессиональным качествам, но и
за умения применить свои знания в нестандартной ситуации, договориться,
предложить новую версию чего-то. И если нам удастся привить ученикам
вкус к исследовательской деятельности, к решению открытых задач, то они
смогут быть успешными, адаптируются в современном мире.
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении
жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом
селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он
главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если
ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам
подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их
распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой
мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его
ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все
задатки, данные нашим ученикам, достигнут ли они соответственных высот
или их способности останутся нераскрытыми.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)