Рабочая программа по ОБЖ, 8-9 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от
13.07.2021г.).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577, приказ
Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 г. № 712).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Министерства
просвещения российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766).
6. Устав МАОУ СОШ № 1.
7. Основная образовательная программа основного общего образования, программа воспитания МАОУ СОШ № 1.

Программа рассчитана на 1 час. В год 34 часа.
Рабочая программа имеет цели:
1) усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
2) развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
3) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
4) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной
ценности;
5) развитие умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей
Новизна программы
Программа имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 4 –х разделов и 9 тем, которые охватывают весь минимум содержания.
Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых,
формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую
медицинскую помощь
Место учебного предмета в базисном учебном плане
За счёт часов вариативной части базисного учебного плана основного общего образования учебный предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 5-7 и 9 классах может изучаться как обязательный предмет из расчёта 1 час в неделю для каждой параллели.

Разработанная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса рассчитана на 34 учебных
часа, в которые включены два практических занятия, на четырёх занятиях планируется осуществление тематического контроля по разделам
и итоговая контрольная работа по правилам дорожного движения. Для реализации рабочей программы предусмотрен один учебный час в неделю.
Межпредметные связи.
Курс представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и
систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии,
которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни». В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой
и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д
Результаты освоения программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися:
1. Личностные:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами учебного предмета, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Учебно-познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
(например, для классификации чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
3. Предметные:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их
последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и
комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные
принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь
изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения - наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие
познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные
методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала
(беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод
проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются
в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный,
телеурок, лекция и т.д.
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль
предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить
проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.
Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат
для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих
работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке
уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических
знаний и умений применять их при выборе практических.

Раздел 2. Содержание курса ОБЖ 8 класс
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязаности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ III
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание
первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание
первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние
наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных вещ

Содержание курса ОБЖ в 9 классе
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.
Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в
мировом сообществе. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России. Национальные интересы
России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и
государства. Повышения уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность
России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная
безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные
ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного характера.
Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и
внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Правила дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Главная и второстепенная дороги. Улица с односторонним и двусторонним движением. Виды перекрёстков.
Определение дорожной разметки, её назначение. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка. Движение пешеходов индивидуальн о,
группами, в колоннах.
Назначение светофоров. Трёхсекционные светофоры. Трёхсекционные светофоры с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.
Транспортное средство. Виды транспортных средств. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения в общественном
транспорте. Обязанности пассажиров. Правила перехода проезжей части. Перевозка людей на грузовых автомобилях.
Классификация дорожных знаков. Знаки предупреждающей группы. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки
особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Лица, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение
Правил дорожного движения. Умышленные правонарушения и правонарушения совершённые по неосторожности. Дисциплинарные нарушения.
Административная ответственность. Уголовная ответственность. Гражданская ответственность.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её предназначение и задачи. Структура
РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороной. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской
обороны.
МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности
прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны.
Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.
Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация и её сущность.
Виды эвакуации и их классификация. Рекомендации населению по заблаговременной подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийноспасательных и других неотложных работ.
Р-III. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации.
Тема 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме.
Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности в России. Международный терроризм – угроза национальной
безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные виды терроризма. Основные черты современного терроризма.
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму. Применение Вооружённых сил
Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Силы и средства,
привлекаемые для проведения контртеррористической операции.
Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране. Наказание, предусмотренное в Уголовном кодексе РФ, за
действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.
Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его задачи и полномочия. Федеральный оперативный штаб, его задачи и
состав. Международный наркобизнес и его влияние на национальную безопасность РФ. ФСКН России, её задачи и роль в противодействии
наркотизму. Государственная стратегия борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или
похищения. Обеспечение безопасности при перестрелке. Порядок приёма сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по
телефону.
Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования
индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни.
Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека.
Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Духовная составляющая здорового
образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.

Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества.
Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни –
надёжная профилактика раннего вступления в половую связь.
Инфекции, передаваемые половым путём, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых
половым путём. Основные меры профилактики ИППП. Общие понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧинфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучия семьи. Основные факторы, влияющие
на взаимоотношения супругов. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение
планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса
Российской Федерации.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Тема 12. Оказание первой помощи.
Первая помощь при массовых поражениях. Оказание само и взаимопомощи. Признаки передозировки психоактивными веществами.
Возможные последствия передозировки психоактивными веществами для человека. Правила оказания первой помощи при передозировке
психоактивными веществами.
Требования к уровню подготовки учащихся по ОБЖ к окончанию 9 класса
Учащиеся должны знать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание
огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Учащиеся должны уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней
медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

спокойно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый
набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Учащиеся должны владеть компетенциями:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;






соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ
8 класс
№
п/п

1.
§1.1

2.
§1.2

Дата
проведения
урока

Тема урока

Универсальные учебные действия
МетоФормируемые
ды и
понятия
личностные
коммуникатив- познавательформы
ные
ные
обучения
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
23
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
16

Колво
часов

Водный
инструктаж по
ТБ. Пожары в
жилых и
общественных
зданиях, их
причины и
последствия

1

Объяснение,
инстру
ктаж

Профилактика
пожаров в
повседневной
жизни и
организация
защиты

1

рассказ

1.Пожарная безопасность
3
Пожары , их
Развитие
характеристика,
познавательны
пожароопасные
х
интересов,
объекты. Правила
учебных
безопасного
мотивов.
поведения при
пожарах

Профилактика
пожаров
в
повседневной жизни и
организация защиты

Формирование
современной
культуры
безопасности

Умение
формировать
собственное
мнение и позицию

Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и

Умение
различать
природные
явления,
оказывающие
влияние на
безопасность
жизнедеятель
ности
человека
1.Умение
различать
природные
явления,

регулятивные

Умение
принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу

Умение
соотносить
свои действия
с

населения

3.
§1.3

4.
§2.1.

5.
§2.2.

Права,
обязанности и
ответственность
граждан в
области
пожарной
безопасности.
Обеспечение
личной
безопасности при
пожарах

Причины
дорожнотранспортных
происшествий и
травматизма
людей
(комбинированны
й урок)
Организация
дорожного
движения,
обязанности
пешеходов и
пассажиров
(комбинированны

населения

1

1

1

лекция

жизнедеятельн
ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности в
условиях ЧС.

Права, обязанности и
ответственность граждан
в
области
пожарной
безопасности. Обеспечение
личной
безопасности
при
пожарах

2. Безопасность на дорогах 3
Причины дорожно1.Развитие
транспортных
познавательны
происшествий и
травматизма людей
х
интересов,
учебных
мотивов.
2.
Организация
Формирование
дорожного движения,
современной
обязанности
пешеходов и
культуры
пассажиров
безопасности
жизнедеятельн

совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

оказывающие
влияние
на
безопасность
жизнедеятель
ности
человека.
2.Умение
характеризова
ть и
анализироват
ь природные
явления
Умение
анализироват
ь
причины
возникновени
я ЧС.

Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и
в группе находить

Умение
анализироват
ь
причины
возникновени
я ЧС.

планируемым
и
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в
опасных и ЧС
в рамках
предложенны
х условий и
требований,
корректирова
ть свои
действия в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией.

Умение
самостоятель
но
планировать
пути
достижения
целей, в том
Умение
анализироват числе
ь
причины альтернативн
возникновени ые,
осознанно
я ЧС.

й урок)

6.
§2.3.

7.
§3.1.

Велосипедист —
водитель
транспортного
средства
(комбинированны
й урок)

1

Безопасное
поведение на
водоемах в различных условиях
(комбинированны
й урок)

1

ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и
государства по
средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.
Велосипедист
— Формирование
водитель
современной
транспортного
культуры
средства
безопасности
жизнедеятельн
ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и
государства по
средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.
Безопасность на водоемах 3
Развитие
Правила безопасного
познавательны
поведения на воде.
х интересов,
Особенности
состояния водоемов в учебных
мотивов.
разное время года.

общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Умение
моделировать
действия
населения по
сигналам
оповещения о
ЧС.

Работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов

Умение
характеризова
ть основные
мероприятия,
проводимые в
РФ по защите
населения от
ЧС
природного
характера.

Формирование и
развитие
компетентностей
в области
использования

Умение
предвидеть
возникновени
е опасных
ситуаций по

выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательн
ых задач.

Умение
самостоятель
но определять
цели своего
обучения,

Соблюдение правил
безопасности при
купании в
оборудованных и
необорудованных
местах. Опасность
водоемов зимой.
Меры
предосторожности
при движении по
льду. Оказание самои взаимопомощи
терпящим бедствие на
воде.
8.
§3.2.

Безопасный
отдых на
водоемах
(комбинированны
й урок)

1

информационнохарактерным
коммуникативных признакам их
технологий.
проявления, а
также на
основе
информации,
получаемой
из различных
источников.

Усвоение
правил
индивидуально
го и
коллективного
безопасного
поведения в
ЧС,
угрожающих
жизни и
здоровью
людей.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

ставить и
формулироват
ь для себя
новые задачи
в учёбе и
познавательн
ой
деятельности,
развивать
мотивы и
интересы
своей
познавательн
ой
деятельности.
Освоение
Умение
приёмов
соотносить
действий в
свои действия
опасных и
с
чрезвычайных планируемым
ситуациях
и
природного
результатами,
характера.
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенны
х условий и
требований,
корректирова

9.
§3.3.

10.
§4.1.

Оказание помощи
терпящим
бедствие на воде
(комбинированны
й урок)

1

Загрязнение
окружающей
среды и здоровье
человека
(комбинированны
й урок)

1

Усвоение
правил
индивидуально
го и
коллективного
безопасного
поведения в
ЧС,
угрожающих
жизни и
здоровью
людей.

3. Экология и безопасность 2
Влияние деятельности Развитие
человека на
познавательны
окружающую среду.
х интересов,
Экология и экологиучебных
ческая безопасность.
мотивов.
Загрязнение атмосферы,
вод, почв. Краткая
характеристика
состояния окружающей
среды в регионе и
месте проживания.
Правила безопасного
поведения в

Работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов.

Умение
анализироват
ь явления и
события
природного
характера,
выявлять
причины их
возникновени
яи
возможные
последствия,
проектироват
ь модели
личного
безопасного
поведения.

Формирование и
развитие
компетентностей
в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Знания об
опасных и
чрезвычайных
ситуациях, о
влиянии
последствий
на
безопасность
личности,
общества и
государства.

ть
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в
области
безопасности
жизнедеятель
ности,
собственные
пути ее
решения

Умение
самостоятель
но определять
цели
обучения,
ставить и
формулироват
ь для себя
новые задачи
в учебе и
познавательн
ой
деятельности.

11.
§4.2.

12.
§5.1.

13.
§5.2.

Правила
безопасного
поведения при
неблагоприятной
экологической
обстановке
(комбинированны
й урок)

Классификация
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера
(комбинированны
й урок)

Аварии
на
радиационноопас
ных объектах и
их
возможные
последствия
(комбинированны
й урок)

1

экологически неблагоприятных районах
Правила безопасного
поведения в
экологически неблагоприятных районах

Усвоение
правил
индивидуально
го и
коллективного
безопасного
поведения в
ЧС,
угрожающих
жизни и
здоровью
людей.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения 5
1
ЧС техногенного
Усвоение
Работать
характера, их
правил
индивидуально и
классификация.
индивидуально в группе находить
го
и общее решение и
коллективного разрешать
безопасного
конфликты на
поведения
в основе
чрезвычайных согласования
ситуациях,
позиций и учёта
угрожающих
интересов
жизни
и
здоровью
людей.
Понятие
о
1
Развитие
Умение
радиационно опасном познавательны организовывать
объекте.
х интересов,
учебное
Классификация
учебных
сотрудничество и
аварий на
мотивов.
совместную
радиационно опасных
объектах. Причины и
деятельность с
фазы аварий на
учителем и
объектах с ядерными
сверстниками.

Освоение
приёмов
действий в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера.

Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в
области
безопасности
жизнедеятель
ности,
собственные
пути ее
решения

Умения
применять
полученные
теоретические
знания,
принимать
обоснованные
решения.

Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в
области
безопасности
жизнедеятель
ности,
собственные
пути ее
решения.
Умение
самостоятель
но определять
цели
обучения,
ставить и
формулироват
ь для себя

Умение
предвидеть
возникновени
е опасных
ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а

компонентами. Зоны
радиоактивного
заражения
(загрязнения)
местности при
авариях на АЭС
14.
§5.4.

15.
§5.6.

16.

Аварии
на
химически
опасных объектах
и их возможные
последствия
(комбинированны
й урок)

Пожары
и
взрывы
на
взрывопожароопа
сных
объектах
экономики и их
возможные
последствия
(контрольная
работа)

Аварии

на

1

1

1

Промышленные
аварии с выбросом
опасных химических
веществ. Химически
опасные объекты
производства.
Аварийно химически
опасные вещества
(АХОВ) их характеристика и
поражающие
факторы. Защита
населения от АХОВ.
Понятие о пожаро- и
взрывоопасных
объектах.
Классификация
аварий на пожаро- и
взрывоопасных
объектах

Формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельн
ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и
государства по
средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

Понятие о

Развитие

Формирование
умений
взаимодействоват
ь с окружающими, выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций.
Формирование
умения
воспринимать и
перерабатывать
информацию,
генерировать
идеи,
моделировать
индивидуальные
подходы к
обеспечению
личной
безопасности в
повседневной
жизни и в
чрезвычайных
ситуациях.
Развитие умения

также на
основе
информации,
получаемой
из различных
источников.
Освоение
приёмов
действий в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера.

Умение
предвидеть
возникновени
е опасных
ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а
также на
основе
информации,
получаемой
из различных
источников.

Умение

новые задачи
в учебе и
познавательн
ой
деятельности.
1. Умение

корректирова
ть свои
действия в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией.
2. Умение
самостоятель
но
планировать
пути
достижения
целей
защищенност
и.

Умение

§5.8

17.
§5.3

гидротехнически
х сооружениях и
их последствия
(комбинированны
й урок)

гидродинамической
познавательны выражать свои
предвидеть
аварии. Причины
х интересов,
мысли и
возникновени
гидродинамических
учебных
способности
е опасных
аварий и их
мотивов.
слушать
ситуаций по
классификация.
собеседника,
характерным
Понятие о зонах
понимать его
признакам их
затопления, зоне
точку зрения,
проявления, а
катастрофического
признавать право также на
затопления и их
другого человека основе
характеристика.
на иное мнение.
информации,
Гидродинамически
получаемой
опасные объекты и их
из различных
классификация.
источников.
Основные
поражающие факторы
гидродинамических
аварий. Последствия
гидродинамических
аварий
Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения 4
Обеспечение
1
Аварии на
Формирование Умение находить Знание и
радиационной
радиационно
опасных
современной
общее решение и умение
безопасности населения
объектах. Правила
культуры
разрешать
применять
(комбинированны
безопасного
безопасности
конфликты
на
правила
й урок)
поведения при
жизнедеятельн основе
безопасного
радиационных
ости на основе согласования
поведения в
авариях.
понимания
позиций и учета
условиях
необходимости интересов,
опасных и
защиты
формулировать,
чрезвычайных
личности,
аргументировать
ситуаций.
общества и
и отстаивать свое
государства по мнение.
средствам
осознания
значимости
безопасного

оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в
области
безопасности
жизнедеятель
ности,
собственные
возможности
ее решения.

Умение
определять
способы
действий в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях в
рамках
предложенны
х условий и
требований.

18.
§5.5.

19.
§5.7.

Обеспечение
химической
защиты
населения
(комбинированн
ый урок)

Обеспечение
защиты
населения от
последствий
аварий на
взрывопожароопа
сных объектах
(комбинированны
й урок)

1

Правила безопасного
поведения при
авариях с выбросом
опасного химического
вещества.

1

Использование
первичных средств
пожаротушения в
начальной стадии
развития пожара.
Общие правила
безопасного
поведения: при
возникновении
пожара в здании,
эвакуации через
задымленный
коридор, если
надвигается огненный
вал. Правила
безопасного
поведения при
опасной
концентрации дыма и
повышении
температуры.

поведения в
условиях ЧС.
Развитие
познавательны
х интересов,
учебных
мотивов.

Формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельн
ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и
государства по
средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Умение
предвидеть
возникновени
е опасных
ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а
также на
основе
информации,
получаемой
из различных
источников.
Умение
предвидеть
возникновени
е опасных
ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а
также на
основе
информации,
получаемой
из различных
источников.

Умение
соотносить
свои действия
с
планируемым
и
результатами
курса,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в процессе
достижения
результата.

Обеспечение
защиты
населения от
последствий
аварий на
гидротехнически
х сооружениях
(комбинированны
й урок)

Первоочередные
действия по тушению
горящей на человеке
одежды. Правила
безопасного
поведения человека,
оказавшегося после
взрыва в завале
Правила безопасного
поведения при угрозе
и в ходе наводнения
при
гидродинамической
аварии.

Усвоение
Работать
правил
индивидуально и
§5.9.
индивидуально в группе находить
го
и общее решение и
коллективного разрешать
безопасного
конфликты на
поведения
в основе
чрезвычайных согласования
ситуациях,
позиций и учёта
угрожающих
интересов.
жизни
и
здоровью
людей.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 час)
Организация
1
Оповещение
Развитие
Умение
21.
оповещения
населения о чрезпознавательны организовать
населения
о
чрезвычайных
§6.1
вычайных ситуациях. х
интересов, учебное
ситуациях
Сигнал «Внимание
учебных
сотрудничество и
техногенного
характера
всем!». Речевая
мотивов.
совместную
(комбинированны
информация,
деятельность с
й урок)
передаваемая по
учителем и
радио, приемнику,
сверстниками.
телевизору о
чрезвычайных
ситуациях.
Эвакуация
1
Эвакуация.
Формирование Формирование
22.
населения
(комбинированны
Обязанности и
современной
умений
й урок)
§6.2
правила поведения
культуры
взаимодействоват
людей при эвакуации. безопасности
ьс
20.

1

Умения
применять
полученные
теоретические
знания,
принимать
обоснованные
решения.

Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятий
решений и
осуществлени
я осознанного
выбора в
учебной и
познавательн
ой
деятельности.

Понимание
необходимост
и сохранения
природы и
окружающей
среды для
полноценной
жизни
человека.

Умение
соотносить
свои действия
с
планируемым
и
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять

Формировани
е
современной
культуры

жизнедеятельн
ости на основе
понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и
государства по
средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

23.
§6.3

Мероприятия по
инженерной
защите населения
от чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера
(комбинированны
й урок)

1

Инженерная,
радиационная и
химическая защита
населения.

окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Формирование и
развитие
компетентности в
области использования
информационнокоммуникационн
ых технологий.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12

безопасности
жизнедеятель
ности на
основе
понимания
необходимост
и защиты
личности,
общества и
государства
посредством
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС
природного
характера.
Знания об
опасных и
чрезвычайных
ситуациях, о
влиянии их
последствий
на
безопасность
человека, об
организации
подготовки
населения к
действиям в
условиях
опасных и
чрезвычайных
ситуациях.

способы
действий
в
рамках
предложенны
х условий и
требований,
корректирова
ть
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией.

24.
§7.1

25
§7.2

26
§.7.3

Общие понятия о
здоровье как
основной
ценности
человека
(комбинированны
й урок)

1

Индивидуальное
здоровье
человека, его физическая,
духовная и
социальная
сущность
(комбинированны
й урок)
Репродуктивное
здоровье —
составляющая
здоровья
человека и
общества
(комбинированны
й урок)

2

2

Раздел III Основы здорового образа жизни
8
Здоровье физическое
Усвоение
Работать
и духовное. Режим
правил
индивидуально и
труда и отдыха.
индивидуально в группе находить
Умственная и
го
и общее решение и
физическая
коллективного разрешать
работоспособность.
безопасного
конфликты на
Режим дня.
поведения
в основе
чрезвычайных согласования
Профилактика переситуациях,
позиций и учёта
утомления.
угрожающих
интересов
Движение жизни
и
естественная
потребность
здоровью
организма.
людей.
Физическая культура
и закаливание. Личная
гигиена
Индивидуальное
1.
1.
Умение
здоровье человека, его Формирование осознанно
физическая, духовная антиэкстремист использовать
ского
и социальная
речевые средства
мышления
и в соответствии с
сущность
антитеррорист задачей
ического
коммуникации
Репродуктивное
поведения,
для
выражения
здоровье —
потребностей
своих
чувств,
составляющая
соблюдать
мыслей
и
здоровья человека и
нормы
потребностей,
общества
здорового
планирования и
образа жизни, регуляции своей
осознанно
деятельности;
выполнять
владение устной и
правила
письменной
безопасности
речью,
жизнедеятельн монологической
ости.
контекстной

Умения
применять
полученные
теоретические
знания,
принимать
обоснованные
решения.

Умения
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательн
ых задач.

1.
Умение
характеризова
ть терроризм
как
преступление,
представляю
щее одну из
самых
серьезных
угроз
национальной
безопасности
России.
2.Моделирова
ть
последователь
ность своих
действий при
угрозе

1. Владение

основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществлени
я осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательн
ой
деятельности
2. Умение
устанавливать
причинноследственные
связи, строить
логическое

27.
§7.4.

28.
§7.5.

Здоровый образ
жизни как
необходимое условие сохранения
и укрепления
здоровья человека и
общества
(комбинированны
й урок)
Здоровый образ
жизни и
профилактика основных
неинфекционных
заболеваний
(комбинированны
й урок)

1

1

2. Воспитывать
у себя личные
убеждения и
качества,
которые
способствуют
формированию
антитеррорист
ического
поведения и
антиэкстремист
ского
мышления.
Здоровый образ жизни 1. Формикак необходимое усрование
ловие сохранения и
понимания
укрепления здоровья
ценности
человека и общества
здорового
и
безопасного
образа жизни.
Здоровый образ жизни 2. Развитие «Яи профилактика оскомпетенции»
новных
и самооценки
неинфекционных
личности
заболеваний
(формирование
самоидентифик
ации,
адекватной
позитивной
самооценки,
самоуважения
и
самопринятия).
3. Оценка
собственных
поступков.
1.Развитие

речью.
2. Умение
формулировать,
аргументировать
и отстаивать свое
мнение.

террористиче
ского акта.

рассуждение,
умозаключен
ие
(индуктивное,
дедуктивное и
по аналогии)
и делать
выводы.

1. Умение

1.Умение
характеризова
ть здоровый
образ жизни и
его основные
составляющи
е как
индивидуальн
ую систему
поведения
человека в
повседневной
жизни,
обеспечиваю
щую
совершенство
вание его
духовных и
физических
качеств;
использовать
знания о
здоровье и
здоровом

1.
Умение
соотносить
свои действия
с
планируемым
и
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенны
х условий и
требований,
корректирова
ть
свои
действия
в

понимать
возможность
различных
позиций других
людей отличных
от собственной и
ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии.
2.
Умение
формулировать
собственное
мнение
и
позицию.
3.Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и

29.
§7.6.

30.
§7.7.
31.
§7.8.

32.
§8.1.

сверстниками.
образе жизни
как средство
1
Вредные привычки и
1. Умение
физического
их негативное влияние
понимать
совершенство
на здоровье.
возможность
вания
Табакокурение и его
различных
последствия для
позиций других 2. Умение
организма курящего и
людей отличных анализироват
окружающих людей.
от собственной и ь состояние
личного
ориентироваться
Алкоголь и его
на
позицию здоровья и
влияние на здоровье
партнера
в принимать
подростка.
Наркомания, токобщении
и меры по его
сохранению,
сикомания и другие
взаимодействии.
вредные привычки
2.
Умение соблюдать
Профилактика
нормы и
формулировать
1
Методы и формы
вредных
привычек
правила
собственное
профилактики
(комбинированны
здорового
мнение
и
вредных привычек
й урок)
Здоровый образ
образа жизни
позицию.
1
Здоровый образ жизни
жизни
и
для
3.Умение
и безопасность жизбезопасность
сохранения и
организовывать
жизнедеятельности
недеятельности
укрепления
учебное
(комбинированны
сотрудничество и личного
й урок)
здоровья.
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.
Раздел IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
4
Первая
Первая
медицинская
1
1.Развитие
Умение работать
1.Умение
медицинская
помощь
познавательны индивидуально и
характеризова
помощь
пострадавшим и ее
пострадавшим и
значение
х интересов и в группе,
ть различные
ее значение
мотивов
находить
общее
повреждения
(комбинированны
й урок)
Вредные
привычки и их
влияние на
здоровье
(комбинированн
ый урок)

познавательны
х интересов и
мотивов
2.Формировани
е
границ
собственного
знания
и
«незнания».
3.
Оценка
собственных
поступков.

соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией

1.
Умение
соотносить
свои действия
с

33.
§8.2.

34
§8.3

Первая
медицинская
помощь при
отравлениях
аварийно
химически
опасными
веществами
(комбинированны
й урок)

Промежуточная
аттестация

1

Пути попадания
ядовитых веществ в
организм человека.
Наиболее
характерные и общие
признаки химического
отравления. Общие
принципы и правила
оказания первой
помощи
пострадавшим: при
поступлении АХОВ
через дыхательные
пути, при попадании
АХОВ на кожу, при
поступлении АХОВ
через рот. Оказание
первой помощи при
ожоге кислотой.
Оказание первой
медицинской помощи
при ожоге щелочью
Проверка знаний по
оказанию первой
медицинской помощи
при травмах. Способы
остановки
кровотечений.
Первая медицинская
помощь при
переломах. Правила и
способы
транспортировки
пострадавших

2. Формировани

е границ
собственного
знания
и
«незнания».
3. Оценка
собственных
поступков.

решение.

и травмы,
наиболее
часто
встречающиес
я в быту, и их
возможные
последствия
для здоровья
2. Умение
характеризова
ть
предназначен
ие первой
помощи
пострадавши
м;
классифициро
вать средства,
используемые
при оказании
первой
помощи;
соблюдать
последователь
ность
действий при
оказании
первой
помощи при
различных
повреждениях
, травмах,
наиболее
часто
случающихся
в быту;
определять

планируемым
и
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенны
х условий и
требований,
корректирова
ть
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией.

последователь
ность
оказания
первой
помощи и
различать её
средства в
конкретных
ситуациях
Всего часов

рок Тема урока

ка в
еле

34

Тематическое планирование
9 класс
№
1
2
3
4
5

Наименование раздела
Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
Противодействие терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Всего:

Количество часов
8
6
9
9
2
34

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ
9 класс
Элементы содержания/новые Результаты обучения
понятия и термины

Вид
контроля

Дом.
задание

Тема № 1. Основы комплексной безопасности (7 ч)
Национальные Россия в мировом
Знать:страны и
интересы
сообществе. Страны и
организации в
России в
организации в
современном мире, с
современном современном мире, с
которыми Россия
мире
которыми Россия успешно
успешно сотрудничает.
сотрудничает.
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное
Основные
Национальные интересы
Знать: степень влияния
угрозы
России в современном мире каждого человека на
национальным их содержание.
национальную
интересам и
безопасность России.
безопасности
Уметь: анализировать и
России.
делать выводы
Формирование Формирование общей
Знать:о формировании
общей
культуры населения в
общей культуры
культуры
области безопасности
населения в области
населения в жизнедеятельности.
безопасности
области
жизнедеятельности.
безопасности
Уметь: анализировать и
делать выводы.
жизнедеятельн
ости.
Чрезвычайные Классификация Ч.С.,
Знать: классификации
ситуации,
основные причины
Ч.С.
общие
увеличения их числа.
Уметь: анализировать и
понятия и
Масштабы и последствия
делать выводы.
определения, Ч.С. для жизнедеятельности
их
человека
классификаци
я.
Ч.С.
Ч.С. природного характера,
природного ха их причины и последствия.
рактера, и их

Знать:о Ч.С.
природного характера,
их причинах и

Устный
опрос

Учебник
§ 1.1
Конспек
т урока

Устный
опрос

Учебник
§ 1.2
Конспек
т урока

Устный
опрос

Учебник
§ 1.4
Конспек
т урока

Тест по
Учебник
теме: «ЧС» § 2.1
Конспек
т урока

Устный
опрос

Учебник
§ 2.2,
Конспек

последствия.

Ч.С.техногенн
ого характера
и их причины

Угроза
военной
безопасности
России

последствиях.
т урока
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное
Ч.С.техногенного характера Знать: о Ч.С.техногенно Тест по
Учебник
их причина и последствия
теме:
го характера их
§ 2.3
«Ч.С.техног Конспек
причинах и
енного хара т урока
последствиях
ктера»
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное.
Военные угрозы
Знать: о внешних и
Устный
Учебник
опрос
национальной безопасности внутренних угрозах
§ 2.4,
Конспек
России. Внешние и
национальной
т урока
внутренние угрозы
безопасности России.
национальной
Уметь: анализировать и
безопасности России
делать выводы
Роль Вооруженных Сил
России в обеспечении
национальной безопасности
страны.

Тема № 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Единая
Основные задачи, решаемые Знать: основные задачи, Контрольн Учебник
§ 3.1
государственн РСЧС по защите населения решаемые РСЧС по
ая
работа по Конспек
ая система
страны от ЧС природного и защите населения
теме:
т урока
предупрежден техногенного характера
страны от ЧС
«Защита
ия и
природного и
ликвидации
техногенного характера. населения
чрезвычайных
Уметь:анализировать и от ЧС»
ситуаций
делать выводы.
(РСЧС)
Гражданская Основные факторы,
Знать: о ГО
Учебник
Устный
оборона как определяющие развитие ГО в Уметь:работать с
§ 3.2
опрос
Конспек
составная
настоящее время.
учебником, выделять
главное
т урока
часть
национальной

безопасности
и
обороноспосо
бности
страны.
МЧС России – Роль МЧС России в
федеральный формировании культуры
орган управле в области безопасности
ния в области жизнедеятельности
защиты
населения страны.
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций
Мониторинг и Мониторинг и
прогнозирован прогнозирование ЧС.
ие
Основное предназначение
чрезвычайных проведения системы
ситуаций.
мониторинга и
прогнозирования ЧС
Инженерная Инженерная защита
защита
населения и территорий от
населения и ЧС
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

Знать: о МЧС
Уметь:работать с
учебником, выделять
главное

Тест: «МЧС Учебник
России –
§ 3.3
федеральны Конспек
й
т урока
орган управ
ления
в области
защиты
населения»
Учебник
Знать: о мониторинге и Устный
§ 4.1
прогнозировании
опрос
Конспек
ЧС. Уметь:работать с
т урока
учебником, выделять
главное.

Знать: виды
Устный
Учебник
опрос
инженерной защиты.
§ 4.2
Уметь:использовать пол
Конспек
т урока
ученные знания в
повседневной жизни для
обеспечения личной
безопасности.
Оповещение Оповещение населения о ЧС. Знать: систему
Тест:
Учебник
«Оповещен § 4.3
и эвакуация Централизованная система оповещение, сигнал
ие
населения в оповещения населения о ЧС, «Внимание веем».
Конспек
условиях
единая дежурноУметь:действовать по и эвакуация т урока
чрезвычайных диспетчерская служба на
сигналу «Внимание
населения в
ситуаций
базе телефона 01.создание
веем»
ЧС»
локальных и
автоматизированных систем
оповещения.

АварийноУчебник
АварийноУметь:работать с
Устный
спасательные
и
другие
неотл
§ 4.4
спасательные
учебником, выделять
опрос
ожные работы в очагах пора главное.
Конспек
и другие
т урока
неотложные жения
работы в
очагах
поражения
Тема № 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч)
Учебник
Международн Особенности современной Знать: о современной Устный
§ 5.1
ый терроризм террористической
террористической
опрос
Конспек
– угроза
деятельности. Меры,
деятельности.
т урока
национальной предусмотренные РФ по
Уметь:работать с
безопасности противодействию
учебником, выделять
России
терроризму.
главное.
Виды
Виды террористических
Учебник
Знать: о целях террори Тест:
террористичес акций, их цели и способы
«Противоде § 5.2
стических акций.
йствие
Конспек
кой
осуществления
Уметь:работать с
терроризму т урока
деятельности
учебником, выделять
и
и
главное.
экстремизм
террористичес
у
ких акций, их
цели и
в Российско
й
способы
Федерации»
осуществлени
я.
Общегосударс Основные органы
Знать: основные органы Устный
Учебник
твенное
федеральной исполнительной федеральной
опрос
§ 6.1
Конспек
противодейств власти,
исполнительной власти,
т урока
ие терроризму непосредственно осуществля непосредственно осущес
и
ющие борьбу с
твляющие борьбу с
экстремизму. терроризмом.
терроризмом.
Основные
Уметь:работать с
нормативноучебником, выделять
правовые
главное.
акты.
экстремизму.

Нормативноправовая база
противодейств
ия
наркотизму
Правила
Правила поведения при
поведения при возможной
угрозе
опасности взрыва, захвата в
террористичес заложники, нападения с
кого акта
целью похищения, при
захвате самолета
Профилактика Виды профилактики
наркозависим
ости.

Устный
опрос

Знать: правила
Устный
поведения при угрозе
опрос
террористического акта
Уметь:работа с
учебником, выделять
главное.
Знать: виды
Тест:
«Профилак
профилактики
тика
наркозависимости
Уметь:противостоять вр наркозавис
едным привычкам
имости»
Тема № 4. Дорожная безопасность (4 ч)
Правовое
Права, обязанности и
Знать: права,
Устный
опрос
воспитание
ответственность пешеходов обязанности и
участников
по соблюдению ПДД.
ответственность
дорожного
Функциональные
участников дорожного
обязанности сотрудников
движения
движения
ГИБДД и их
Использовать: получен
взаимоотношения с
ные знания в
участниками дорожного
повседневной жизни для
движения.
обеспечения личной
безопасности
Сложные
Движение транспортных
Знать: порядок
Устный
ситуации на средств. Проезд
движения транспортных опрос
дорогах и
перекрестков «Маневрирован средств. Использовать:
перекрёстках ие», «преимущество»,
полученные знания в
повседневной жизни для
«Обгон», «перестроение»,
«дистанция», «остановочный обеспечения личной
безопасности
путь», «интервал»
«габариты».
Причины и
«ошибка пешехода», «ошибка Знать: основные
Тест:

Учебник
§ 8.1
Конспек
т урока
Учебник
§ 8.2
Конспек
т урока

Конспект
урока

Конспект
урока

Конспект

причины ДТП, и
«ПДД»
урока
их последствия Использ
овать: полученные
знания в повседневной
жизни для обеспечения
личной безопасности
Первая
Роль и значение доврачебной Знать: характерные
Устный
Конспект
опрос
урока
доврачебная помощи. Принципы
травмы при ДТП,
помощь при организации помощи и
основные принципы
ДТП.
последовательность действий оказания доврачебной
Определение на месте ДТП.
помощи. Использовать:
состояния
полученные знания в
пострадавшег
повседневной жизни для
о,
обеспечения личной
последователь
безопасности
ность
действий
Тема № 5.Основы здорового образа жизни (5 ч)
Здоровье человека как
Учебник
Здоровье
Знать: основное
Устный
индивидуальная, так и
§ 9.1
человека
определение понятий
опрос
Конспек
как индивидуа общественная ценность.
«ЗОЖ», основные
Определение,
данное
т урока
льная, так и
составляющие ЗОЖ.
общественная здоровью в Уставе ВОЗ.
Уметь:использовать пр
Основные факторы,
ценность
иобретенные знания в
оказывающее существенное повседневной жизни для
влияние на здоровье
ведения ЗОЖ.
человека. Взаимосвязь,
существующая между
духовной, физической, и
социальной составляющими
здоровья человека.
Здоровье, ЗОЖ, факторы,
определяющие состояние
индивидуального здоровья
Репродуктивн Основы планирования семьи. Знать: обосновах плани Контрольна Учебник
ое здоровье
я работа по § 9.3
Любовь и сексуальность.
рования
Конспек
населения и Состояние влюблённости:
семьи. Уметь:использо теме:
следствия
ДТП

водителя», «риск

национальная чувства и эмоции. Ревность. вать свои знания на
«ЗОЖ»
безопасность Мотивы вступления в
практике.
России
сексуальные отношения
Ранние
Последствия ранних половых Знать: о последствиях Устный
половые связи связей
ранних половых связей. опрос
и их
последствия.

т урока

Инфекции,
Инфекции, передаваемые
передаваемые половым путем. ВИЧполовым
инфекции и СПИД
путем.
Понятие о
ВИЧинфекции и
СПИДе

Учебник
§ 10.2,
§ 10.3
Конспек
т урока

Знать: об инфекциях, Тест:
передаваемых половым «Инфекции
путем, о ВИЧ- инфекции »
и СПИДе
Уметь:работать с
учебником, выделять
главное. Использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для
ведения здорового
образа жизни
Брак и семья. Роль семьи в формировании Знать: основные
Устный
ЗОЖ
Основы
положения семейного опрос
семейного
Основные положении
кодекса.
семейного кодекса
права в
Уметь:использовать пр
Российской
иобретенные знания в
Федерации.
повседневной жизни для
ведения здорового
образа жизни.
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч.)
Первая
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные
Пр. р.

определение
доврачебная
способы и правила
помощь при состояния пострадавшего;
остановки

остановка
ДТП. Способы
кровотечения.
кровотечения
и правила
Уметь: использовать
остановки
приобретенные знания в
кровотечения.
повседневной жизни
Первая
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные правил Тест

Учебник
§ 10.1
Конспек
т урока

Учебник
§ 11.1 –
11.3Конс
пект
урока

Учебник
§ 12.1
Конспек
т урока

Учебник

доврачебная

определение
а оказания первой
: «Основы § 12.2
помощь при состояния пострадавшего;
помощи при ушибах и медицински Конспек

оказание
ДТП.
переломах
х знаний» т урока
первой помощи при ушибах и Уметь:использовать пр
Оказание
переломах
первой
иобретенные знания в
помощи при
повседневной жизни
ушибах и
переломах
Первая
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные правил Пр. р.
Схема

определение
доврачебная
а оказания первой
помощь при состояния пострадавшего;
помощи при черепно
оказание
ДТП.
мозговой травме
первой помощи при черепно- Уметь: использовать
Оказание
мозговых травмах
первой
приобретенные знания в
помощи при
повседневной жизни
черепномозговой
травме
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные правил Тест:
Первая
Учебник
«Первая

определение
доврачебная
а оказания первой
Конспек
доврачебна
помощь при состояния пострадавшего;
помощи при травме
т урока
я помощь»

оказание
ДТП.
позвоночника
первой помощи при травме Уметь: использовать
Оказание
позвоночника.
первой
приобретенные знания в
помощи при
повседневной жизни
травме
позвоночника
Промежуточна
Знать: основные виды Проверка
я аттестация
ЧС, способы оказания знаний:
помощи при различных тест
ЧС.
Уметь:
использовать приобрете
нные знания при
решении теста..

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускник
научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
• характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• безопасно вести в криминогенных ситуациях: на улице, в подъезде, в лифте, в квартире, при карманной краже, при попытке мошенничества;
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
• добывать и очищать воду в автономных условиях;
• добывать и готовить пищу в автономных условиях;
• сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за
правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
• планировать распорядок дня с учётом нагрузок;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы Интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
• оказывать первую помощь при растяжениях;
• оказывать первую помощь при вывихах;
• оказывать первую помощь при переломах;

• оказывать первую помощь при ожогах;
• оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
• оказывать первую помощь при отравлениях;
• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
• оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей;
получит возможность научиться:
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
• анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и её влияние на здоровье человека;
• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих
права ребенка;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая
Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приёмы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическая и дополнительная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

2. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся/ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т.
Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поуроч. разработки/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: пособие для учителя/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И.
Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
5. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. М.: Дрофа; ДИК, 2000.
6. Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: «Сов.
Кубань», 2002 (электронная версия).
7. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника/ Под редакцией С.К. Шойгу – М., 2004 (электронная версия).
8. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.
Дидактический материал.
Контрольно-измерительный материал по разделам:
• «Основы комплексной безопасности»;
• «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»;
• «Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации»;
• «Основы здорового образа жизни»;
• «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Аудиовизуальные пособия:
• DVD «Сам себе МЧС».
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура:
• мультимедиапроектор;
• переносной экран.
Стенды, плакаты.
Стенды:
• школа безопасности;
• государственная символика Российской Федерации;
• действия населения при ЧС техногенного характера;
• действия населения при ЧС природного характера;
• первая медицинская помощь;
• правила дорожного движения.
Плакаты:
• безопасность дорожного движения;
• гражданская оборона;
• основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Интернет ресурсы:

• http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
• http://www.emercom.gov.ru – МЧС России;
• http://www.1september.ru – Издательский дом «1 сентября»;
• http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
• http://www.alleng.ru и http://www.alleng.ru/edu/saf.htm – Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности;
• http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html – Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ – МЧС России;
• http://www.hardtime.ru – Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».