ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МАОУ СОШ № 1 (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) В 2024–2025 учебном году образовательный процесс остается личностноориентированным, он направлен на индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и возможностей детей, их физического и психического здоровья, рекомендаций ПМПК. Учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей обучающихся 2 вариантов: Вариант 7.1. –для образования обучающихся с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Вариант 7.2. - предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. ФАОП НОО (вариант 7.2) предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. В основе формирования учебного плана начального общего образования для обучающихся с ОВЗ использована нормативно-правовая база: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02.2014 №1598 (с последующими изменениями)); - Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023); - ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025; - СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; - СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; -Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); - Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ"); - Устав МАОУ СОШ № 1; -Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием реализация конституционного права на образование. Задачи: - привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими; - обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям; - коррекция грубых нарушений психофизического развития, реабилитация этих детей в обществе. Цели и задачи образовательного процесса реализуются в двух направлениях: 1. Коррекционная направленность обучения; 2. Освоение общеобразовательных предметов. Учебный план предусматривает в начальной школе развитие знаний об окружающем мире, познавательных процессов и речи обучающихся, сочетается с обучением элементарным навыкам письма, чтения, счета, развитием речи, привитием навыков самообслуживания, ручного труда. Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Учебный план включает учебные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям категории детей вариантов 7.1.,7.2. ФГОС ОВЗ, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Учебный план МАОУ СОШ №1, реализующей АООП НОО ЗПР (варианты 7.1., 7.2) (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с ОВЗ: - формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - готовность учащихся к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования; формирование основ нравственного развития учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью. Количество часов, отведенных на освоение учащимися с ОВЗ учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования по учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область «Русский язык и литературное чтение» направлена на формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Изучение предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Учебный предмет «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса (вариант 7.1). Направлен на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Изучение предмета «Окружающий мир» направлено формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Изучение предметной области «Искусство» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Труд» (технология) направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православных культур» является обязательным для изучения только в 4 классе в количестве 34 часов. Количество учебных занятий за 4 учебных года (вариант 7.1) не может составлять более 3039 часов. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего обучения составляет до 1350 часов, из них 675 часов приходится на коррекционноразвивающееся направление. Количество учебных занятий за 5 учебных лет (вариант 7.2) не может составлять более 3732 часов. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Учебный год в МАОУ СОШ № 1 начинается 01.09.2024 и заканчивается 23.05.2025 (2-4 классы) и 30.05.2025 (1 классы). По варианту 7.2. В соответствии с учебным планом для образовательных организаций, реализующих АООП вариант 7.2. и использующих УМК «Школа России», курс «Обучение грамоте», изучается в 1 классе. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение» составляет 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение» составляет 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях) в 1 дополнительном классе. Всего 297 часов. В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет «Иностранный язык (английский язык)», в результате изучения которого у учащихся с ОВЗ будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Учащиеся с ОВЗ приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. МАОУ СОШ № 1 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ОВЗ. В соответствии с ФГОС ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю (не более 20% от общей нагрузки на ученика) в зависимости от его потребностей: - занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции и развитие пространственно-временных представлений, формированию и развитию учебной мотивации, развитие продуктивного взаимодействия; - занятия с учителем – логопедом по коррекции дефектов звукопроизношения, развитие фонематических процессов, коррекция и развитие всех компонентов речи, профилактика нарушений письма и чтения; - занятия с учителем-дефектологом по коррекции и развитию познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала. Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения. Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода к учащимся. Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в 1, так и во 2 половине дня. Их продолжительность 25-30 мин. Учащиеся могут быть объединены в группы по схожим потребностям. Только результаты диагностики специалистов ПМПК служат основанием для разработки индивидуальных учебных планов. Вариативность учебных планов выстраивается с учетом образовательных перспектив ребенка. На основании данных наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма включения детей с ОВЗ в общеобразовательные классы. По итогам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся время, отводимое на часть формируемую участниками образовательных отношений, использовано на усиление часов обязательной части предмета «Физическая культура» в 1-3классах (протокол № 5 от 22 .05.2024). Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах – 33 недели. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – пять дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Начало учебного года, сроки, продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным календарным графиком. Недельная нагрузка рассчитана в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями детей. Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов (вариант 7.1) проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ №1, системе оценивания знаний, компетенций обучающихся в сроки, установленные календарным учебным графиком школы. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-4 классах выставляется на основе четвертных отметок с учетом отметки, полученной за годовую контрольную работу (тестирование). В 1 классе – безотметочное обучение. Определены следующие формы промежуточной аттестации: Учебный предмет Класс 2-3 классы Форма промежуточной аттестации Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Русский язык 4 класс Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Литературное чтение 2-4 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Иностранный 2 -4 классы (английский язык) язык Математика Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы 2-3 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы 4 класс Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Окружающий мир 2-3 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы 4 класс Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и Всероссийской проверочной работы Основы религиозных 4 класс Зачёт с отметкой «зачтено» 2-4 классы Среднее арифметическое результатов культур и светской этики Изобразительное искусство четвертных отметок и итоговой контрольной работы Музыка 2-4 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Физическая культура 2-4 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Труд (технология) 2-4 классы Среднее арифметическое результатов четвертных отметок и итоговой контрольной работы Освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 7.2) завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения АООП НОО (вариант 7.2) составляет 5 лет (с обязательным 1 дополнительным классом). Обучение детей ОВЗ предполагает включение одного-шесть детей с ОВЗ в обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению. Реализация учебного плана осуществляется в очной форме в общеобразовательных классах наполняемостью в соответствии с нормативами. Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в АООП НОО ЗПР. Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ в федеральном перечне учебников на 2024-2025 учебный год. Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами, соответсвующими работе с категорией детей вариантов 7.1, 7.2 ФГОС ОВЗ. Материальнотехническая база позволяет реализовывать настоящий учебный план в полном объёме. Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) на 2024-2025 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Предметные Учебные предметы области Классы Обязательная часть учебного плана Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы религиозных культур и светской этики Итого: Количество часов в неделю Всего 1 2 3 4 Русский язык 5/165 5/170 5/170 5/170 20/675 Литературное чтение 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 2/68 2/68 2/68 6/204 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Изобразительное искусство 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Технология 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 1/34 1/34 23/782 87/2938 0 23 3/101 90 3039 10 40 5 2 2 20 8 8 2 4 Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык(английский ) Математика Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики 20/660 22/748 22/748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура 1/33 1/34 1/34 ИТОГО: 21 23 23 ИТОГО: Внеурочная деятельность (включая 10 10 10 коррекционно-развивающую область) Коррекционно-развивающая область 6 6 5 (Коррекционно-развивающие занятия) 2 2 2 Логопедические занятия 2 2 2 Психокоррекционные занятия 1 1 Ритмика 1 1 1 Педагогическая коррекция ИТОГО: 31 33 33 1 33 Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1 для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) на 2024-2025 учебный год НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Количество часов в неделю Предметные Учебные предметы области Классы Обязательная часть учебного плана Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы религиозных культур и светской этики Итого: 1 1доп. 2 3 4 5 5 5 4 4 23 4 4 - 4 1 3 1 19 2 4 4 4 4 4 20 Окружающий мир 2 2 2 2 2 10 Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5 Труд (технология) Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Основы религиозных культур и светской этики 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 10 Русский язык Литературное чтение Иностранный язык(английский ) 4 - Математика - - 20 20 20 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура 1 1 1 1 Русский язык 1 Иностранный язык (английский) 2 1 ИТОГО: 21 21 23 23 Внеурочная деятельность (включая 10 10 10 10 коррекционно-развивающую область) Коррекционно-развивающая область 5 5 5 5 (Коррекционно-развивающие занятия) 2 2 2 2 Логопедические занятия 2 2 2 2 Психокоррекционные занятия 1 1 1 1 Ритмика 4 4 4 4 Внеурочная деятельность ИТОГО: Всего 31 31 33 33 1 1 20 100 1 1 1 23 5 2 4 111 10 50 5 2 2 1 4 25 10 10 5 20 33 161