Учебный план АОП НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1 и 7.2) МАОУ СОШ № 1 на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МАОУ СОШ № 1
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
В 2024–2025 учебном году образовательный процесс остается личностноориентированным, он направлен на индивидуализацию и дифференциацию обучения с
учетом способностей и возможностей детей, их физического и психического здоровья,
рекомендаций ПМПК.
Учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по
адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего
образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей обучающихся 2 вариантов:
Вариант 7.1.
–для образования обучающихся с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного
поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.2.
- предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
ФАОП НОО (вариант 7.2) предусматривает обеспечение коррекционной направленности
всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки
обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое
структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию
социальной компетенции.
В основе формирования учебного плана начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ использована нормативно-правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02.2014 №1598 (с
последующими изменениями));
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023);
- ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1025;
- СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;

-Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»);
- Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с
"Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных
общеобразовательных программ");
- Устав МАОУ СОШ № 1;
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ОВЗ.

Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с
окружающими;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития, реабилитация этих детей в
обществе.
Цели и задачи образовательного процесса реализуются в двух направлениях:
1. Коррекционная направленность обучения;
2. Освоение общеобразовательных предметов.
Учебный план предусматривает в начальной школе развитие знаний об
окружающем мире, познавательных процессов и речи обучающихся, сочетается с
обучением элементарным навыкам письма, чтения, счета, развитием речи, привитием
навыков самообслуживания, ручного труда.
Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели.
Учебный план включает учебные предметы, содержание которых приспособлено к
возможностям категории детей
вариантов 7.1.,7.2. ФГОС ОВЗ, специфические
коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО
ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных действующим СанПиНом.
Учебный план МАОУ СОШ №1, реализующей АООП НОО ЗПР (варианты 7.1.,
7.2) (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с ОВЗ:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность учащихся к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования; формирование основ нравственного развития учащихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися с ОВЗ учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного начального образования по учебным
предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)»,
«Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» направлена на
формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Изучение предметной области «Математика и информатика» направлено на
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса
(вариант 7.1).
Направлен на формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе

нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Труд» (технология) направлен на формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы православных культур» является обязательным для изучения только в 4 классе в
количестве 34 часов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года (вариант 7.1) не может составлять
более 3039 часов. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет до 1350 часов, из них 675 часов приходится на коррекционноразвивающееся направление.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет (вариант 7.2) не может составлять
более 3732 часов. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении
содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Учебный год в МАОУ СОШ № 1 начинается 01.09.2024 и заканчивается 23.05.2025
(2-4 классы) и 30.05.2025 (1 классы).
По варианту 7.2. В соответствии с учебным планом для образовательных организаций,
реализующих АООП вариант 7.2. и использующих УМК «Школа России», курс «Обучение

грамоте», изучается в 1 классе. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета
«Русский язык» в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение»
составляет 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Количество часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в рамках предметной
области «Русский язык и литературное чтение» составляет 132 часа (по 4 часа в неделю при
33 учебных неделях) в 1 дополнительном классе. Всего 297 часов.
В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет «Иностранный
язык (английский язык)», в результате изучения которого у учащихся с ОВЗ будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Учащиеся с ОВЗ приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный
смысл овладения иностранным языком.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее,
нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. МАОУ
СОШ № 1 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ОВЗ. В соответствии с ФГОС ОВЗ на коррекционную
работу отводится не менее 5 часов в неделю (не более 20% от общей нагрузки на ученика) в
зависимости от его потребностей:
- занятия с педагогом-психологом по коррекции и развитию компетенций коммуникативной
и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,
коррекции и развитие пространственно-временных представлений, формированию и
развитию учебной мотивации, развитие продуктивного взаимодействия;
- занятия с учителем – логопедом по коррекции дефектов звукопроизношения, развитие
фонематических процессов, коррекция и развитие всех компонентов речи, профилактика
нарушений письма и чтения;
- занятия с учителем-дефектологом по коррекции и развитию познавательной деятельности,
мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.
Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения.
Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для
отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе
дифференцированного подхода к учащимся. Все индивидуальные и групповые
коррекционные занятия проводятся как в 1, так и во 2 половине дня. Их
продолжительность 25-30 мин. Учащиеся могут быть объединены в группы по схожим
потребностям.
Только результаты диагностики специалистов ПМПК служат основанием для
разработки индивидуальных учебных планов.
Вариативность учебных планов

выстраивается с учетом образовательных перспектив ребенка. На основании данных
наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма
включения детей с ОВЗ в общеобразовательные классы.
По итогам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся время,
отводимое на часть формируемую участниками образовательных отношений, использовано
на усиление часов обязательной части предмета «Физическая культура» в 1-3классах
(протокол № 5 от 22 .05.2024).
Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах – 33 недели. Продолжительность
учебной недели в течение всех лет обучения – пять дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май
− по 4 урока по 40 минут каждый).
Начало учебного года, сроки, продолжительность каникул соответствуют срокам,
установленным календарным графиком. Недельная нагрузка рассчитана в соответствии с
возрастными и психофизическими возможностями детей.
Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов (вариант 7.1) проводится в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ №1, системе
оценивания знаний, компетенций обучающихся в сроки, установленные календарным
учебным графиком школы. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному
предмету, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-4 классах
выставляется на основе четвертных отметок с учетом отметки, полученной за годовую
контрольную работу (тестирование). В 1 классе – безотметочное обучение. Определены
следующие формы промежуточной аттестации:
Учебный предмет

Класс
2-3 классы

Форма промежуточной аттестации
Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Русский язык

4 класс

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и Всероссийской
проверочной работы

Литературное чтение

2-4 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой

контрольной работы
Иностранный

2 -4 классы

(английский язык)
язык
Математика

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

2-3 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

4 класс

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и Всероссийской
проверочной работы

Окружающий мир

2-3 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

4 класс

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и Всероссийской
проверочной работы

Основы религиозных

4 класс

Зачёт с отметкой «зачтено»

2-4 классы

Среднее арифметическое результатов

культур и светской
этики
Изобразительное
искусство

четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Музыка

2-4 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Физическая культура

2-4 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Труд (технология)

2-4 классы

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Освоение адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования (вариант 7.2) завершается итоговой аттестацией. Нормативный
срок освоения АООП НОО (вариант 7.2) составляет 5 лет (с обязательным 1
дополнительным классом).
Обучение детей ОВЗ предполагает включение одного-шесть детей с ОВЗ в
обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению. Реализация учебного
плана осуществляется в очной форме в общеобразовательных классах наполняемостью в
соответствии с нормативами. Создание специальных условий обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации
образовательного процесса, описываются в АООП НОО ЗПР.
Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия,
рекомендованные Министерством образования
и науки РФ в федеральном перечне
учебников на 2024-2025 учебный год.
Образовательное
учреждение
укомплектовано
педагогическими
кадрами,
соответсвующими работе с категорией детей вариантов 7.1, 7.2 ФГОС ОВЗ. Материальнотехническая база позволяет реализовывать настоящий учебный план в полном объёме.

Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
на 2024-2025 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

Количество часов в неделю

Всего

1

2

3

4

Русский язык

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

2/68

2/68

2/68

6/204

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Изобразительное искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

1/34

1/34

23/782

87/2938

0
23

3/101
90
3039

10

40

5
2
2

20
8
8
2
4

Родной язык
Литературное чтение на
родном языке
Иностранный
язык(английский )
Математика

Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской этики
20/660

22/748

22/748

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
1/33
1/34
1/34
ИТОГО:
21
23
23
ИТОГО:
Внеурочная деятельность (включая
10
10
10
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область
6
6
5
(Коррекционно-развивающие занятия)
2
2
2
Логопедические занятия
2
2
2
Психокоррекционные занятия
1
1
Ритмика
1
1
1
Педагогическая коррекция
ИТОГО:
31
33
33

1
33

Недельный учебный план МАОУ СОШ № 1
для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
на 2024-2025 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Количество часов в неделю

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть учебного плана
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого:

1

1доп.

2

3

4

5

5

5

4

4

23

4

4
-

4
1

3
1

19
2

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Труд (технология)
Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)
Основы религиозных
культур и светской этики

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

10

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
язык(английский )

4
-

Математика

-

-

20

20

20

20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
1
1
1
1
Русский язык
1
Иностранный язык (английский)
2
1
ИТОГО:
21
21
23
23
Внеурочная деятельность (включая
10
10
10
10
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область
5
5
5
5
(Коррекционно-развивающие занятия)
2
2
2
2
Логопедические занятия
2
2
2
2
Психокоррекционные занятия
1
1
1
1
Ритмика
4
4
4
4
Внеурочная деятельность
ИТОГО:

Всего

31

31

33

33

1

1

20

100

1
1
1
23

5
2
4
111

10

50

5
2
2
1
4

25
10
10
5
20

33

161


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».