Пояснительная записка Учебный план МАОУ СОШ № 1 реализующей АООП НОО обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Нормативными основаниями для конструирования и реализации учебного плана начальной школы являются следующие документы: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ); - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 (далее – ФГОС УО (ИН)); - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3 августа, 29 сентября 2023 г.); - Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 года № 858; - Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №1023 (далее – ФАОП НОО ОВЗ); - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №1026 (далее – ФАОП УО(ИН)); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»». Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в РФ». - Уставом МАОУ СОШ № 1; - Основная ООП обучающихся с умственной отсталостью (вариант1). Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году в 3-4 классах. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс). Учебный план состоит из двух частей: 1. Обязательной части, которая включает 6 образовательных областей, представленных 9 учебными предметами, коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем. 2. И части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами, внеурочные мероприятия. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Учебный план реализации АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) IV класс (вариант I) на 2024 – 2025 учебный год Предметныеобласти Учебные предметы Всего 4класс I. Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 3(102) 3(102) Чтение 4 (136) 4 (136) 2(68) 2(68) 4 (136) 4 (136) Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) Адаптивная физическая культура 3 (102) 3 (102) Речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 5.Физическая культура 6. Технология Итого: Математика Труд (технология) II.Часть, формируемаяучастниками образовательных отношений 1 (34) 20 (646) 3 (102) 1 (34) 20 (646) 3 (102) Русский язык Математика Труд (технология) Максимально допустимая недельная нагрузка 1 (34) 1 (34) 1 (34) 23 (748) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 23 (748) Коррекционно-развивающая область: 6 (204) 6 (204) 1.Логопедические занятия 2 (68) 2 (68) 2.Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 (102) 3 (102) 3.Ритмика 1(34) 1(34) 4 (136) 2 (68) 1 (34) 4 (136) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) Внеурочная деятельность: 1.Духовно-нравственное направление 2.Спортивно-оздоровительное направление 3.Общекультурное направление