Пояснительная записка
Учебный план МАОУ СОШ № 1 реализующей АООП НОО обучающихся с
ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Нормативными основаниями для конструирования и реализации учебного
плана начальной школы являются следующие документы:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1599 (далее – ФГОС УО (ИН));
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями 11 февраля, 7 октября, 5 декабря
2022 г., 3 августа, 29 сентября 2023 г.);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 года № 858;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 24.11.2022 г. №1023 (далее – ФАОП НОО ОВЗ);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённого приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. №1026 (далее –
ФАОП УО(ИН));
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024
г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»».
Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об
образовании в РФ».
- Уставом МАОУ СОШ № 1;
- Основная ООП обучающихся с умственной отсталостью (вариант1).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации. Обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году в 3-4
классах. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс).
Учебный план состоит из двух частей:
1. Обязательной части, которая включает 6 образовательных областей,
представленных 9 учебными предметами, коррекционно-развивающие занятия,
проводимые учителем.
2. И части, формируемой участниками образовательных отношений, которая
включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами,
внеурочные мероприятия.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие
различные интересы обучающихся;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной
речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие
словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Учебный план реализации АООП образования обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) IV класс (вариант I)
на 2024 – 2025 учебный год
Предметныеобласти
Учебные
предметы
Всего
4класс
I. Обязательная часть
1.
Язык и
речевая практика
Русский язык
3(102)
3(102)
Чтение
4 (136)
4 (136)
2(68)
2(68)
4 (136)
4 (136)
Мир природы
и человека
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
Адаптивная физическая
культура
3 (102)
3 (102)
Речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5.Физическая
культура
6. Технология
Итого:
Математика
Труд (технология)
II.Часть, формируемаяучастниками
образовательных отношений
1 (34)
20 (646)
3 (102)
1 (34)
20 (646)
3 (102)
Русский язык
Математика
Труд (технология)
Максимально допустимая недельная нагрузка
1 (34)
1 (34)
1 (34)
23 (748)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
23 (748)
Коррекционно-развивающая область:
6 (204)
6 (204)
1.Логопедические занятия
2 (68)
2 (68)
2.Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3 (102)
3 (102)
3.Ритмика
1(34)
1(34)
4 (136)
2 (68)
1 (34)
4 (136)
2 (68)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
Внеурочная деятельность:
1.Духовно-нравственное направление
2.Спортивно-оздоровительное
направление
3.Общекультурное направление