Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для учащихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Цель реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО)
обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная образовательная программа
разработана на основе:
• Конвенции о правах ребенка;
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
• Указа Президента РФ «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
• Федерального закона «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от
24.06.1999г. № 120- ФЗ;
• Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ;
• Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья;
• нормативно-методической документации
Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в
области образования;
• примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития;
• устава МАОУ СОШ № 1
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 (далее МАОУ
СОШ №1) является образовательным учреждением, ориентированным на работу с
детьми, и имеющими сохранный интеллект и обучающимися с задержкой психического развития.
Адаптированная основная образовательная
программа начального общего образования (далее АООП НОО) обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) МАОУ СОШ №1 составлена на основе
проекта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1).
АООП НОО обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР
(нравственное, эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое)
в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
- достижение планируемых результатов
освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- обеспечение доступности получения
начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования;
- использование в образовательном
процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- участие педагогических работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ
СОШ №1 заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода
предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования и предоставляет обучающимся возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход в МАОУ СОШ №1
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием и строится
на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
- придание результатам образования
социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и
опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и
интереса к учению,ñ
приобретению нового опыта деятельности и поведения.
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ
СОШ №1 заложены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности
образовательного процесса; - принцип развивающей направленности
образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося
и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип преемственности,
предполагающий при проектировании АООП начального общего образования
обучающихся с ЗПР ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
- принцип целостности содержания
образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не
понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.