Биология
Рабочая
программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания
основного общего образования, Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, программы развития и формирования
универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и
воспитания личности, Примерной программы
основного общего образования, рабочей
программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов
«Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Рабочая
программа соответствует требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и реализует программу
формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников
«Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк , издательство «Просвещение»,
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Главная цель
совершенствования российского образования — повышение его доступности,
качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания
образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами
развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный
и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно
раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового
государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело
к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время
базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту
задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической
деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса
биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся
в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое
планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования
по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в
процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом
планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе
соблюдается преемственность с примерными программами начального общего
образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Программа
конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном
стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное
распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе
особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Отбор содержания
проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение
учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с
учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,
культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Изучение
биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов
живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном
существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения
биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного
познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать
свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в
устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая
рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических
пособиях, созданных коллективом авторов под руководством
В. В. Пасечника.
В 5-6 классах
учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие
представления о структуре биологической науки, ее истории и методах
исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных
нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке,
тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и
разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают
знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих
организмов в природе и жизни человека.
В 7 классе
учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений
и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых
организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с
индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом
значении биологических знаний как научной основе охраны природы,
природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и
здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на
использовании биологических систем.
В 8 классе
получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в
процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического
положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными
предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их
проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций
органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения
возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой
контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.
Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к
болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о
строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью
человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные
нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости
доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению
здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание
санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение
сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную,
трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников
и стать личностью.
В 9 классе
обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие
вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия
об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии,
генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные
биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции,
биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны
усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки
о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом
развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их
изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически
правильные решения в области природопользования.
Изучение
биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических
наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися
сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии,
демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность
направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.